Факторами, определяющими возможность привала и характер маневрирования при подходе к берегу, причалу или судну, являются: осадка судна, его парусность, управляемость, расположение и глубина акватории, направление, скорость ветра и течения.

Различают привал к естественному берегу, стоечному судну или бону и судну, находящемуся в движении.

Чтобы приваливать моторной лодкой к необорудованному берегу, необходимо выбрать удобное для высадки пассажиров пологое место: вдали (не ближе 100 м) от берегового знака судоходной обстановки и не у ходового яра с прижимным течением. Дно у берега должно быть без пней и корней. Запас воды под винтом или наиболее глубокосидящим крылом, если лодка имеет подводные крылья, должен составлять не менее 10 см.

... Читать дальше »


Изменение курса в ту или иную сторону от первоначального прямолинейного называется поворотом судна. Оборот судна — это изменение курса на 180°. Поворот и оборот осуществляются следующим образом.
 

При отклонении пера руля у движущегося судна под некоторым углом в сторону начинает действовать давление набегающей на него воды, в то же время с противоположной стороны вода будет скользить вдоль пера руля, оказывая меньшее давление, чем тогда, когда перо руля находится в среднем положении. В результате действия сил упора воды на перо руля судно начнет поворачиваться в сторону действия силы упора.
 

При перекладке руля на заднем ходу по тем же причинам судно будет уклоняться в противоположную сторону со стороны перекладки.
 

... Читать дальше »


Прежде чем начать погрузку грузов и посадку пассажиров, необходимо убедиться в том, что лодка прочно учалена к берегу или причальному судну.
 

До того, как принимать на борт моторной лодки (шлюпки) пассажиров, необходимо внести и уложить на свои места инвентарь, предметы снаряжения, крупные и тяжелые вещи пассажиров, помня, что моторными лодками нельзя перевозить грузы, превышающие по длине и ширине габаритные размеры судна.
 

Тяжелые предметы необходимо укладывать на днище, легкие — над тяжелыми. Во избежание перемещения и выпадания за борт при волновой качке они должны быть прочно принайтованы к корпусу.
 

Равномерное размещение людей и правильное расположение различ ... Читать дальше »