Каждый парус имеет свои особенности, и невозможно дать готовые рецепты по его настройке на максимальную эффективность для данных условий. Разные гонщики настраивают парус по- своему.

Коротко основные принципы настройки следующие.

Растягивание паруса вдоль гика приводит к уменьшению общей величины «пуза», уплощению паруса. Одновременно с этим увеличивают стрелку прогиба мачты, выбирая излишек ткани по передней шкаторине. Профиль паруса близ передней шкаторины становится более плоским, а максимум «пуза» смещается к задней шкаторине.

Растяжение паруса по передней шкаторине (вдоль мачты) приводит к увеличению кривизны профиля паруса близ мачты и к смещению максимума «пуза» вперед.

Настраивая парус, надо помнить, что на берегу ветер имеет другую структуру по сравнению с вымпельным ветром, который действует на парус на ходу доски. Направление вымпельного ветра в районе гика и у топа мачты будет разным. При порыве его давление на парус увеличивается—мачта изгибается больше. Часть материала паруса в районе максимального прогиба мачты подается вперед и парус в этом месте становится более плоским. Одновременно происходит сближение фалового и шкотового углов (как следствие прогиба мачты). Задняя шкаторина паруса больше отваливается под ветер. Если ветер сильный, а мачта гибкая, то может наступить такое состояние, когда верхняя часть паруса станет совсем плоской и развернется по ветру.

Аккуратное обращение с парусами и их хранение не только обеспечивает долгую службу, но и помогает сохранить правильную форму паруса. При неправильной укладке парусов на них появляются складки, которые ухудшают работу паруса при слабом ветре. Парус желательно просто накручивать на мачту, предварительно расслабив галс-оттяжку и вынув латы из лат-карманов. Если же парус необходимо сложить, то сделать это можно при условии, что он сухой и чистый. Парус складывают в «гармошку» таким образом, чтобы складки располагались параллельно линии, проведенной из выреза на мачтовом кармане, предназначенного для крепления гика, в шкотовый угол. Ни в коем случае складки не должны проходить через окна. Сложенный в гармошку парус скатывается, начиная со шкотового угла, после чего его необходимо уложить в специальный мешок (кису).

Иногда парус скатывают в рулон, начиная с нижней шкаторины, затем рулон переламывают пополам и укладывают в кису. При таком способе укладки на парусе появляются мелкие складки, которые незначительно искажают его форму.