Сложная трехмерная поверхность корпуса парусной доски может быть представлена на плоском листе чертежа с помощью методов начертательной геометрии. Предположим, что парусная доска помещена в параллелепипед, стенки которого касаются поверхности корпуса (рис. 8). Основание параллелепипеда — базовая плоскость — называется основной плоскостью. Пересекая корпус плоскостями, параллельными основной, получим ватерлинии. Одна из этих плоскостей, соответствующая осадке парусной доски, называется конструктивной ватерлинией (КВЛ). Перенеся следы всех ватерлиний с поверхности корпуса на основную плоскость, получим одну из трех главных проекций теоретического чертежа — «полушироту».

Пересекая корпус вертикальными плоскостями, параллельными торцам параллелепипеда, получим теоретические шпангоуты. Теоретические шпангоуты располагают через равные промежутки — шпацию, начиная с носового окончания КВЛ, где располагается нулевой шпангоут. Длина по КВЛ обычно делится на десять частей. Средний — пятый шпангоут называется миделем. Перенеся линии шпангоутов на торец параллелепипеда, получим вторую проекцию — «корпус».

Обычно изображают только одну половину ватерлиний и шпангоутов до вертикальной плоскости симметрии, называемой диаметральной плоскостью (ДП). Пересекая корпус вертикальными плоскостями, параллельными ДП, получим батоксы.

Диаметральная плоскость и спроектированные на нее батоксы образуют третью основную проекцию теоретического чертежа — «бок».

Графическое построение теоретического чертежа начинают с вычерчивания сетки — прямолинейных следов ватерлиний, шпангоутов и батоксов на соответствующих проекциях. При разработке обводов парусных досок расстояние между ватерлиниями принимают обычно равным 20 мм, а расстояние между батоксами — 50 мм. Сетку лучше нанести тушью, тогда она не будет стираться при корректировке линий и с чертежом будет удобнее работать. Масштаб чертежа лучше выбрать покрупнее — не менее 1:5: на нем легче согласовать все линии и добиться приемлемой точности. Линии чертежа выполняются толщиной 0,1 мм.

Важно, чтобы линии сетки были строго перпендикулярны друг другу и располагались на равных расстояниях для соответствующих линий. Для проверки прикладывают выверенную линейку по диагонали прямоугольников сетки: на каждой проекции точки пересечения линий должны располагаться строго по кромке линейки.

В первую очередь вычерчивают на проекции «бок» изображение продольного сечения корпуса по ДП; на проекции «корпус» наносят обвод мидель-шпангоута, обычно имеющего наибольшую ширину; на «полушироте» наносят обвод конструктивной ватерлинии и очертание линии борта в плане. Используя точки пересечения этих пока немногих кривых с соответствующими линиями сетки, на боку проводят батокс на расстоянии от ДП, приблизительно равном четверти ширины. После проверки согласования всех точек пересечения кривых линий обводов с линиями сетки переходят к изображению шпангоутов, расположенных на расстоянии четверти длины от нулевого и десятого шпангоутов, и так далее.

Несколько слов о проектировании отдельных линий теоретического чертежа, общее представление о котором дает рис. 9 (табл. 2). Эта парусная доска, разработанная автором, изготовлялась из стеклопластика и рассчитывалась на использование для гонок и тренировок в широком диапазоне метеорологических условий. Обводы корпуса близки к оригинальному «Виндсерферу» со сравнительно плоским днищем, особенно в корме, и скругленным бортом. Линия борта является условной — она совпадает с линией максимальной ширины на каждом шпангоуте. Для улучшения всхожести на волну и поворотливости килевая линия в носу выполнена с подъемом и носовым свесом. Острый срез транца и его сравнительно большая ширина обеспечивают переход в режим глиссирования в свежий ветер.

Обводы корпуса трехсекционной разборной парусной доски «Мустанг» отличаются явно выраженной острой скулой, которая способствует отрыву воды с повышением скорости и переходу в режим глиссирования (рис. 10). От предыдущей доски «Мустанг» отличается также несколько большей плавучестью носовой оконечности.

На рис. 11 представлены обводы большой доски «Аз Опен» с комбинированными обводами — заостренной носовой оконечностью, которая по замыслу конструктора должна снизить потери скорости при лавировке против волны, и сравнительно плоскими обводами днища в корме. Характерны притупленный обвод палубы в носу и скругленная по радиусу корма, преимущества которой весьма сомнительны в сочетании с большой шириной.

Корпус доски «Хи-Флай» проектировался с явным желанием уменьшить до минимума смоченную поверхность, о чем свидетельствуют обводы шпангоутов, выполненные по дуге, близкой к части окружности (рис. 12).

Приведенные примеры позволяют дать несколько общих рекомендаций для проектирования обводов парусных досок «универсального» или многорежимного типа. Килевая линия должна иметь плавный подъем к оконечностям с выходом носовой части выше ватерлинии и слегка погруженным в воду транцем. Линия борта или наибольшей ширины по шпангоутам должна иметь достаточную полноту, что необходимо для обеспечения начальной остойчивости. В носовой части желательно обеспечить хороший запас плавучести для предотвращения заливания волной и даже втыкания носом в ее гребень. Корпуса, рассчитанные на достижение высоких скоростей в свежий ветер, могут иметь плоское днище в корме с погруженным в воду транцем и острой скулой.

Если проектируется доска для участия в соревнованиях, то при разработке теоретического чертежа следует учесть правила постройки и обмера парусных досок, действующие в СССР. Государственным комитетом по физкультуре и спорту СССР утверждены такие правила для двух классов парусных досок — «Монотипа» и «Открытого». Причем доска, построенная по правилам «Монотипа», удовлетворяет и требованиям «Открытого» класса.


Строгим монотипом — продукционным классом — является и парусная доска класса «Виндгляйдер», которая строится из стеклопластика в матрицах, предоставляемых головной фирмой вместе с лицензией. Для тренировок можно изготовить практически однотипную доску, воспользовавшись приводимым здесь теоретическим чертежом (рис 13) и таблицей плазовых ординат (табл, 3). 

Все кривые линии на теоретическом чертеже должны быть плавными. Для их вычерчивания судостроители используют гибкую пластмассовую или деревянную рейку сечением около 4X6 мм и грузики, прижимающие рейку в нескольких точках по обводу кривой.