На парусных досках применяют мачты из дерева, металла и стеклопластика. Деревянные мачты наибольшее распространение получили в первые годы развития виндсерфинга, однако сейчас из-за своих недостатков (малая прочность и живучесть, большой вес) они применяются редко. Мачты из алюминиевых сплавов по своим характеристикам значительно превосходят деревянные. Но в наибольшей степени специфике плавания на парусной доске отвечают мачты из стеклопластика — прочные, легкие, обладающие высокой эластичностью.

Неоднократный олимпийский чемпион П. Эльвстрем считает, что невозможно подобрать отдельно друг от друга хорошую мачту и хороший парус, пока не будет твердой уверенности в их согласованной совместной работе на судне. Мачта, изгибаясь, растягивает парус, придает ему правильную аэродинамическую форму. В свою очередь парус под действием аэродинамических сил дополнительно изгибает мачту.

Существует несколько способов, при помощи которых яхтсмены проверяют жесткость и форму изгиба мачты. Остановимся на самых простых.

Мачту устанавливают горизонтально на двух опорах. Одна из них располагается у шпора (нижнего конца мачты), другая в месте крепления гика. На топ (верхний конец мачты) вешается груз, вес которого всегда должен быть одним и тем же при сравнительных измерениях различных мачт. Замерив расстояние от топа мачты до пола в свободном и нагруженном состоянии, можно определить прогиб мачты. Прогиб может быть также замерен непосредственно при помощи вертикальной рейки, установленной у топа мачты.

Сравнивая прогибы разных мачт, можно сказать, которая из них более жесткая. А какой отдать предпочтение в тех или иных условиях гонок, подскажет опыт эксплуатации этих мачт.

В качестве исходных данных можно использовать требования Правил постройки и обмера парусных досок класса «Монотип» (рис. 40).

Определяя жесткость мачты, одновременно необходимо контролировать ее вес и положение центра тяжести. Эти величины определяют собственную частоту колебания мачты.

Для определения формы изгиба мачты используют две струны с петлями на концах (рис, 41). Длина одной равняется длине задней шкаторины, длина другой — нижней. Соединив концы обеих струн шнуром или скобой, закрепляют соответствующие петли на топе и шпоре мачты. Используя гик, закрепленный на мачте в обычном месте, натягивают шкот и изгибают мачту. Изгиб ее будет близок к тому, который приобретает мачта, если на нее поставить парус.

Контрольной прямой линией для замера прогибов мачты служит нить, натянутая от топа к шпору. Прогибы мачты замеряют через определенные интервалы (например, 0,5 м). Полученные при этом данные можно использовать при раскрое паруса, вычертив по ним серп передней шкаторины паруса. При использовании этого способа рекомендуется изогнуть мачту до максимальной стрелки прогиба, равной 170 мм.