Достаточно бегло взглянуть на парус, чтобы увидеть, что это не просто плоский треугольный кусок материи. Парус имеет сложную криволинейную поверхность.
Прогиб парусного полотнища принято называть «пузом». Его величина определяется отношением стрелки прогиба f к хорде поперечного сечения паруса l (рис. 32). Форма кривизны сечения паруса — его профиль, величина f и положение максимума «пуза» от мачты (х) оказывают значительное влияние на аэродинамические силы, возникающие на парусе.

Мысленно проведя на парусе линию, параллельную плоскости гика, получим плавную кривую. Таких кривых можно провести много. Они, как и ватерлинии теоретического чертежа корпуса, дают представление о форме паруса. Говоря о профиле паруса в каком-то районе, имеют в виду форму кривых линий в этом месте. Иногда для удобства настройки паруса на нем проводят маркировочным карандашом одну-две линии, располагая их в наиболее характерных сечениях.

На форму паруса оказывают влияние многие факторы. Вот что говорит по этому поводу неоднократный чемпион Олимпийских игр П. Эльвстрем в своей книге «Искусство плавания под парусами»: «Форма гоночного паруса зависит от того, как он скроен и сшит, и от эффекта гибкости рангоута, другими словами, от мачты и гика. Зависит она также и от качества ткани, из которой изготовлен парус, ее эластичности и степени растяжения, от степени растяжения передней и нижней шкаторины, а также от того, насколько выбраны шкоты».

Профиль паруса оценивается, прежде всего, относительной величиной «пуза» — отношением стрелки максимального прогиба профиля f к хорде паруса l в данном сечении, выраженным в процентах: f/l • 100 %. На парусных досках при слабом ветре используют паруса с величиной «пуза» от 13 до 15 %, с расположением максимума между 43 и 45 % хорды паруса от мачты. При сильном ветре максимум «пуза» должен располагаться не далее, чем на 45 % от передней шкаторины и «пузо» паруса должно быть уменьшено до 10 %.

По вертикали величина «пуза» паруса и расположение его максимума постепенно меняются. В зарубежной литературе, например, предлагается следующий вариант распределения величины «пуза» по высоте: в районе гика—12%, на середине высоты — 14 % и у топа— 13 %. Приведенные выше рекомендации не требуют неукоснительного соблюдения. Они отражают общие тенденции проектирования и настройки парусов. 

Существует четыре способа придания расчетной или регулируемой полноты («пуза»).

Первый — с помощью серпа по передней шкаторине; второй — с помощью закладок по полотнищам ткани (сужение полотнищ, вытачки); третий — вытягиванием ткани; четвертый — таким расположением ткани, при котором «пузо» образуется в результате косого растяжения ткани.

При изготовлении парусов парусных досок применяют сочетание практически всех вышеперечисленных способов. Для того, чтобы правильно сшить парус, необходимо знать диапазоны применения того или иного способа.
 

1. Криволинейность (серп) передней шкаторины. Если мы скроим переднюю шкаторину паруса серповидной и натянем его на прямую мачту, на парусе появится излишек материала, который и образует «пузо». При таком раскрое «пузо» будет располагаться близко от мачты, парусный мастер не сможет контролировать форму профиля паруса в других участках паруса. Тем не менее существует немало хороших парусов (на больших яхтах), сшитых именно таким способом. Этот способ был наиболее популярным во времена натуральных тканей (рис. 33).

На парусной доске парус ставят на мачту, имеющую значительную эластичность и легко изгибающуюся под действием ветра. Поэтому при раскрое передней шкаторины необходимо учитывать изгиб мачты — серп должен быть немного больше максимального прогиба мачты.

Иначе при изгибе мачты часть ткани серпа натянется и парус получится более плоским, чем при прямой мачте.

Следовательно, при раскрое паруса надо учитывать, на какой мачте он будет ставиться — жесткой или гибкой. (О том, как определить гибкость мачты, речь пойдет позже).

2.    Закладки по швам, соединяющим полотнища. Если сшить два полотнища, кромки которых обрезаны по кривой, то при растягивании полученного прямоугольника за углы середина его провиснет. Форма прогиба полотнища будет зависеть от формы кривой, по которой была обрезана кромка полотнища (рис. 34). При шитье парусов криволинейная форма кромок полотнища получается плавным сужением полотнища близ шкаторин, начиная с определенной точки. Такой способ называется закладкой. Закладки на парусе выполняют обычно на швах.

Существует два способа задания величины закладки. При первом задается величина закладки на шкаторине и ее длина до того места, где начинается сужение полотнища. Точка максимальной глубины профиля паруса оказывается в вершине закладки.

При втором способе соединяют прямой линией точки начала и конца кромки полотнища, на которой сделана закладка, и задают координаты кривой кромки. Нужно указать положения точки максимальной глубины профиля паруса и отстояния кромки полотнища в этом месте от прямой, соединяющей концы полотнища. При раскрое парусов можно пользоваться двумя методами одновременно. 

3.    Предварительное растяжение полотнищ. Мы знаем, что при растяжении ткани по диагонали на ней появляется складка. Если подобным образом растягивается парус, на нем также образуется складка — излишек материала, который можно использовать для увеличения пуза. Например, если к нижней шкаторине пришить жесткую ленту, предварительно сильно ее натянув, то при работе паруса рядом с ней появится складка («пузо»).

4.    Косое растяжение ткани. Поскольку парусная ткань значительно деформируется при натяжении по диагонали, необходимо обратить особое внимание на расположение полотнищ на парусе. Если ткань будет уложена «по косой» к основным напряжениям, то она будет растягиваться сильнее, чем ткань, направление нитей в которой совпадает с направлением напряжений, полотнища с ошибкой 1— 2° может исказить форму паруса.

Располагая полотнища на парусе, надо помнить, что парус растягивается по нескольким направлениям.

Наиболее напряженной является нижняя шкаторина. Если отсутствует оттяжка гика, то изгиб мачты и натяжение паруса по задней шкаторине сильно зависят от силы натяжения нижней шкаторины.

Аэродинамические силы, возникающие на парусе, направлены по нормали к его поверхности. Под действием этих сил ткань паруса растягивается. На рис. 35 схематично указаны основные направления, по которым происходит растяжение паруса. Расположить полотнища ткани с учетом этих линий практически невозможно. Обычно полотнища ткани располагают либо перпендикулярно прямой, соединяющей фаловый и шкотовый углы, либо перпендикулярно серпу задней шкаторины паруса. Возможно и сочетание этих вариантов.

При создании теоретического чертежа, по которому впоследствии будет сшит парус, нужно заранее указать на нем все длины шкаторин, величины серпов и закладок. На чертеже должны быть нанесены также положения лат-карманов.

При отсутствии опыта сразу создать хороший парус невозможно, поэтому для начала рекомендуется внимательно изучить готовый парус, снять с него все размеры, положения и величины закладок и серпов. В качестве прототипа можно использовать теоретические чертежи парусов, приведенных на рис. 36.

Изготовление паруса по готовому чертежу можно разбить на несколько отдельных операций:
—    вычерчивание паруса в натуральную величину;
—    разбивка плаза;
—    раскрой полотнищ;
—    сшивание полотнищ;
—    обрезка по контуру (подкрой) и первичная отделка паруса;
—    нашивка усиливающих полос, боутов, карманов для лат и мачты;
—    окончательная отделка паруса.