Мачты из легкого сплава вырезают из дюралюминиевых труб из сплава Д16Т диаметром 45 мм с толщиной стенки 1—1,5 мм. Оба конца трубы заглушают пробками и к одному из концов прикрепляют шарнир степса.

Для деревянных мачт применяют рейки из древесины хвойных пород, выклеивая заготовку из четырех и более реек. Рейки вырезают из плотной мелкослойной древесины, удаляя в отходы сучки и прочие дефекты. Длина реек должна быть больше длины готовой мачты на 100—150 мм. Для склеивания заготовки применяют клей ВИАМ-БЗ или эпоксидный, используя для запрессовки струбцины и цвинки (рис. 42).

Склеенную заготовку обстругивают, придавая ей круглое поперечное сечение переменного по длине мачты диаметра. Максимальный диаметр мачты располагается на расстоянии 1—1,5 м от шпора. К топу мачту делают тоньше на 40—50 %. В процессе изготовления периодически проверяют жесткость мачты. Готовую мачту ошкуривают, пропитывают горячей олифой и покрывают лаком.

Если необходимо сделать несколько мачт для секции виндсерфинга или яхт-клуба, можно использовать стеклопластик. Для этого придется сделать форму дорн, на которую наматывается стеклоткань.

Дорн имеет форму усеченного конуса с отверстием внутри (рис. 43).

Длина конуса 4700 мм, наибольший наружный диаметр — 55 мм, наименьший (у топа) — 30 мм. Обычные станки не позволяют выточить такую длинную деталь, поэтому дорн можно изготовить из отдельных кусков труб длиной по 0,5—1 м. Диаметр внутреннего отверстия определяется тем, какой нагревательный элемент будет применен. Отдельные части дорна должны иметь проточки, облегчающие сборку. При окончательной сборке внутри дорна пропускается трос, при помощи которого отдельные части стягиваются в единое целое. К тросу рекомендуется прикрепить нагревательный элемент — нихромовую спираль, помещенную в жаростойкую изоляцию. Провода выводятся через одну из крышек дорна.

На пуансон, разогретый до температуры 50—60 °С, кистью или тампоном наносится слой парафина или воска толщиной 0,3— 0,5 мм. Пуансону дают остыть и снимают подтеки с поверхности наждачной бумагой.

Для формования мачты отрезают кусок стеклоткани длиной 4,8 м и выкраивают из него две трапециевидные заготовки, ширина которых на концах определяется по простейшей формуле как произведение 3,14D-n, где n — число слоев, деленное на два, а D — диаметр мачты у данного конца. Для экономии материала раскрой ткани ведут таким образом, чтобы большие стороны располагались на разных концах заготовки.

Одну из заготовок пропитывают смолой и, сложив ее с другой — сухой заготовкой, наматывают на уложенный горизонтально дорн. Работают двое. Один поворачивает дорн, другой разглаживает ткань. У шпора мачты на длине около 0,3 м и в районе крепления гика на длине около 1 м укладываются два усиливающих слоя, предварительно пропитанных смолой. Чтобы ткань полностью пропиталась смолой, ее сразу после укладки обматывают лавсановой лентой шириной 12 мм. При этом ленту натягивают с максимально допустимым усилием.

На время полимеризации смолы мачта ставится вертикально; это исключает возможность получения ею построечного изгиба.

Для сокращения времени полимеризации дорн нагревается до 60 °С (не более) подачей напряжения на элемент.

Для снятия мачты дорн укладывают с небольшим наклоном к топу и увеличивают температуру его нагрева до 100 °С. Температуру нагрева дорна определяют заранее, одновременно замеряя подаваемое на нагревательный элемент напряжение.

Гибкость мачты зависит от сорта ткани, количества слоев, а также от того, сколько процентов от веса мачты составляет вес стеклоткани.

Для спортсмена весом 60—70 кг можно рекомендовать изготовить мачту из 6 слоев стеклоткани марки Т11-ГВС-9. При использовании смолы марки НПС-609-21М связующее состоит из 85 % смолы, 4 % гипериза, 10 % ускорителя НК и 1 % соускорителя Т.

Возможно формование мачт без подогрева. Для этих целей необходим дорн, изготовленный из одной трубы или прутка (возможен и сварной). На дорн в районе шпора надевают кольцо для механического съема мачты, а к самому дорну прикрепляют винтовые съемники, упирающиеся в это кольцо (рис. 44).

В этом случае в качестве разделительного слоя применяют тонкую фторопластовую ленту, наматывая ее на дорн с перехлестом.