Имея готовый теоретический чертеж, можно определить характеристики корпуса парусной доски: водоизмещение, площадь смоченной поверхности, положение центра тяжести погруженного объема — центра величины.

Для расчета водоизмещения вычисляют площадь погруженной части каждого теоретического шпангоута. Эта задача не представляет сложности, если теоретический чертеж выполнен на миллиметровой бумаге, хотя при работе с таким чертежом страдает точность. Подсчитав число клеточек, включая и неполных, вписанных в обвод шпангоута, можно определить площадь его погруженной части. Далее, проводится отрезок прямой, равный длине конструктивной ватерлинии в соответствующем масштабе. На нем размечают положение каждого шпангоута. Из каждой точки восстанавливают перпендикуляры и на них откладывают отрезки, численно равные погруженной площади данного шпангоута. Соединив отрезки плавной кривой, получают строевую по шпангоутам. Площадь, ограниченная этой кривой и прямой линией, численно равна объемному водоизмещению корпуса (рис. 14). Если эту фигуру вырезать из жесткой однородной по толщине и весу пластины (картон, фанера), то определив ее центр тяжести, можно найти центр величины. Для этого можно воспользоваться лезвием ножа, уравновешивая на нем пластину относительно двух положений ножа, как показано на рисунке. Добившись равновесия, нажимают на пластину рукой, чтобы получить на картоне отпечаток лезвия. Точка пересечения двух линий и даст центр тяжести фигуры.

Можно также подвесить картон, втыкая в него иголку с ниткой и грузиком последовательно в двух точках. Точка пересечения обоих отвесов будет соответствовать центру тяжести фигуры. 

Отстояние центра тяжести площади строевой по шпангоутам от миделя в соответствующем масштабе длины равно отстоянию от миделя центра величины. Чтобы спроектированный корпус был погружен по расчетную ватерлинию, должны выполняться два условия: первое — общий центр тяжести парусной доски и человека (ЦТ) должен находиться на одной вертикали с центром величины (ЦВ); второе — водоизмещение (с учетом плотности воды) должно быть численно равно сумме весов доски с вооружением и человека. При несовпадении водоизмещения и веса доска сядет в воду глубже или меньше. Действующую ватерлинию определяют последовательным приближением, прорисовав на проекции «корпус» новую ватерлинию и рассчитав для нее водоизмещение и положение ЦВ.

Совпадения ЦВ и ЦТ добиваются, перемещая положение спортсмена и парусного вооружения относительно мидель-шпангоута.

Для определения положения общего центра тяжести проще всего воспользоваться уравнением моментов сил тяжести отдельных элементов системы относительно мидель-шпангоута:

здесь:    — вес корпуса, спортсмена, мачты, паруса с гиком, шверта и плавника, кг; — расстояние центра тяжести соответствующего элемента от миделя (со знаком «минус», если элемент расположен в нос от миделя и «плюс» — если в корму), м; О — водоизмещение, кг; Хцт — ордината общего ЦТ от миделя, м.
Отсюда


Вычисления удобнее вести в табличной форме (табл. 4).

Нужно учесть, что взаимное расположение спортсмена и парусного вооружения диктуется удобством управления. Для начала можно рекомендовать на виде сбоку располагать мачту на расстоянии полуметра от спортсмена. Точной центровки (совпадения ЦТ и ЦВ) добиваются, перемещая всю систему: спортсмен — парусное вооружение.

Теперь можно определить положение шверта и плавника относительно парусного вооружения и корпуса. Приближенно это условие можно выразить следующим образом: центр парусности и центр бокового сопротивления должны лежать на одной вертикали. За центр парусности условно можно принять центр тяжести паруса, поставленного в ДП с обычным наклоном мачты вперед. У треугольного паруса ЦТ расположен в точке пересечения его медиан. Парус более сложной четырехугольной формы или с большим серпом по задней шкаторине можно разбить на два треугольника или треугольник и сегмент и, определив площадь каждой фигуры и положение ЦТ ее площади, найти суммарный ЦТ, пользуясь уравнением моментов или графическим способом.

Условным центром бокового сопротивления считается центр тяжести проекции корпуса, шверта и плавника на ДП. ЦТ площади каждого из этих элементов определить несложно, а положение общего ЦТ рассчитывается из уравнения моментов площадей относительно миделя по формуле:

где — площади проекции на ДП корпуса, шверта и плавника, м2; хi — отстояние ЦТ этих элементов от миделя, м.

Плавник можно расположить в корме на расстоянии 0,2—0,4 м от транца. Зная положение мачты относительно миделя, а следовательно, и положение ЦП, передвигаем шверт, пока ЦП и ЦБС не расположатся на одной вертикали.

При расчетах характеристик корпуса необходимо вычислить еще один параметр — величину смоченной поверхности, от которой зависит сопротивление воды движению доски. Определить площадь смоченной поверхности можно таким же построением, как и при вычерчивании строевой по шпангоутам. Только на прямых, перпендикулярных основной, надо откладывать отрезки, численно равные длине обвода той части шпангоута, которая находится ниже ватерлинии.

Чтобы с самого начала избежать ошибок, можно рекомендовать предварительно произвести указанные несложные расчеты по теоретическому чертежу уже построенного и хорошо зарекомендовавшего себя корпуса. Это даст возможность сравнивать свой проект с существующим, качества которого известны.

Процесс проектирования парусной доски можно разделить на следующие этапы:

—    построение теоретического чертежа в первом приближении;
—    определение весового водоизмещения и осадки корпуса;
—    корректировка теоретического чертежа или поиск действующей ватерлинии, по которую сядет доска при данной нагрузке;
—    повторное определение водоизмещения и осадки;
—    определение положения центра величины;
—    определение положения спортсмена и зоны его перемещения;
—    согласование положения центра бокового сопротивления и центра парусности;
—    расчет крайних значений дифферента корпуса по перемещению спортсмена;
—    при необходимости окончательная корректировка теоретического чертежа.