Как правило, спортсмены, занимающиеся виндсерфингом, много внимания уделяют парусу и почти совсем не обращают внимания на шверт. Но они забывают о том, что шверт под водой выполняет ту же роль, что и парус на воздухе. На подводной части корпуса и, в частности, на шверте возникают гидродинамические силы, аналогичные по величине силам на парусе. Шверт можно рассматривать как подводное крыло, движущееся с углом атаки, равным углу дрейфа парусной доски. Если учесть, что вода плотнее воздуха в 840 раз, то малейшая царапина, неровности или отклонение от правильного профиля сечения, влияние которых на воздухе не заметно, ухудшают качество работы шверта.

 

Аэродинамические исследования показали, что наиболее выгодной формой шверта является эллиптическая. Но правила постройки ограничивают размеры шверта и для эффективного сопротивления силе дрейфа приходится в этих размерах делать шверты максимальной площади — почти прямоугольной формы.

 

Различают кинжальные и качающиеся шверты (рис. 45). Кинжальные шверты вставляются в швертовый колодец, как в ножны, и могут передвигаться в нем только вертикально. Конструкция швертового колодца при этом получается предельно простая, но на попутных курсах, когда требуется уменьшить площадь шверта и соответственно смоченную поверхность, кинжальный шверт оказывается неудобным.

 

 

Качающиеся шверты поднимаются поворотом вокруг горизонтальной оси.

 

Они бывают откидные и убирающиеся в колодец. Качающиеся шверты освобождают руки спортсмена — при необходимости убрать шверт сделать это можно движением ноги.

 

При плавании под острыми углами к ветру шверт должен развивать максимальную эффективность, поэтому его заглубляют полностью. На попутном курсе при свежих ветрах возникает эффект планирования на шверте. Чтобы от него избавиться, надо уменьшить боковую силу, возникающую на шверте. Это делается путем откидывания шверта, причем одновременно точка приложения гидродинамических сил смещается в корму. Доска становится устойчивее на курсе, управление ею облегчается. При определенном расположении оси вращения шверта его можно сделать полностью убирающимся в швертовый колодец (см. рис. 45,г). Если толщина корпуса доски меньше ширины шверта, то его часть будет выступать над палубой.

 

Недостатком этой конструкции является большая длина швертового колодца, открытая щель которого в днище при лавировке заметно увеличивает сопротивление доски движению вперед.

 

На досках типа «фан» применяются убирающиеся в колодец шверты специфичной формы и конструкции. Они эффективны при движении в бейдевинд и легко фиксируются в промежуточных положениях на полных курсах (рис. 46).