На парусных досках применяют паруса треугольной формы. Кромки паруса называются шкаторинами. Различают переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины (рис. 28). Имеет свое название и каждый угол паруса. Верхний называется фаловым, нижний — галсовым, а угол между задней и нижней шкаторинами — шкотовым. Углы паруса, подвергающиеся большим нагрузкам, укрепляют боутами — накладками из нескольких слоев парусной ткани соответствующей формы. Для того, чтобы парус можно было растянуть по мачте и гику, в галсовом и шкотовых углах делают отверстия — люверсы, которые окантовывают металлом или обшивают нитками.

Задняя шкаторина обычно имеет криволинейную форму — серп. Если серп выпуклый (его иногда называют положительным серпом), то он не сможет стоять без поддержки тонких пластинок — лат, вставляющихся в соответствующие карманы. Иногда латами снабжают и нижнюю шкаторину. Передняя шкаторина паруса выполняется в виде кармана для мачты. Примерно на одной трети высоты от галсового угла в мачтовом кармане прорезают отверстие для крепления гика к мачте.

Мачтовый карман бывает несколько длиннее передней шкаторины и заканчивается чуть выше фалового угла паруса. Для улучшения обзорности на парусе делают одно или несколько окон из прозрачной пленки.
Условно паруса можно разделить на гоночные, штормовые, детские и паруса со сквозными латами. 

Размеры гоночных парусов строго оговорены Правилами постройки и обмера (рис. 29). Это сделано для того, чтобы уравнять шансы соревнующихся спортсменов. В свежий ветер приходится использовать паруса с уменьшенной площадью (рис. 30, а).

У них задняя шкаторина либо прямая, либо имеет вогнутость — отрицательный серп. Характерной особенностью этих парусов является отсутствие лат-карманов. Подобные паруса применяются также для обучения начинающих.

Когда скорость ветра превышает 12—15 м/с и трудно справиться даже с парусом уменьшенной площади, применяют штормовой парус (рис. 30,б), площадь которого вдвое меньше площади нормального паруса. Штормовой парус имеет мачтовый карман обычной длины, его шкаторины намного короче, чем у обычного паруса, а фаловый угол располагается ниже топа мачты почти на метр. Галсовый и шкотовый углы штормового паруса несколько приподняты. Это позволяет избежать ударов волн в парус.

Детские паруса (рис. 30, в) изготавливаются уменьшенных размеров и рассчитаны на применение короткой мачты и гика. Площадь детских парусов колеблется от 2 до 3,5 квадратных метров.

На парусных досках типа «фан» широкое применение получили паруса со сквозными латами, проходящими от задней шкаторины до мачты (рис. 31), с сильно развитым серпом по задней шкаторине.

Паруса такой формы более эффективны, так как имеют большее удлинение — отношение высоты паруса к его средней ширине. Некоторые модели парусов ставят на гик длиной 1,6 м при высоте мачты 5,1 м, а площадь парусов на досках «фан» достигает 9 м2 и более.

Качество паруса неразрывно связано с качеством ткани. Для паруса наиболее пригодными являются ткани полотняного переплетения. Ткут их следующим образом: на станине ткацкого станка натягивают продольные нити — основу, затем поперечная нить — уток пропускается взад и вперед через нити основы (попеременно над нитью основы, затем под ней). Переплетение уплотняется сбиванием нити утка, при этом нити основы укладываются волнами.
 

Качество парусной ткани зависит от плотности набивки — чем она плотнее, тем лучше ткань. Но даже самая плотная набивка не отвечает современным требованиям, предъявляемым к парусной ткани.

Для улучшения качества ткань подвергают пропитке смоляными наполнителями с последующей термической обработкой — пропускают через горячие вальцы-каландры. При этом верхний слой ткани подплавляется и делается гладким, воздухонепроницаемым. 

Что же происходит с тканью под воздействием сил давления ветра на парус? Когда натяжение приложено вдоль основы, то продольные нити стремятся выпрямиться и открывают нити утка. В результате этого ткань становится более пористой. Ткань удлиняется, но эта деформация относительно невелика. Когда усилие приложено по диагонали к основе и утку, квадратики, образованные переплетением нитей, превращаются в ромбики и деформация ткани достигает значительной величины. Вдоль линии действия растягивающей силы образуется складка. Направление нитей ткани в парусах тщательно подбирается соответственно действующим усилиям и деформациям, которые можно допустить или же желательно получить для достижения правильной формы паруса.

Для паруса можно применить палаточную ткань, перкаль, «серебрянку», но все они значительно уступают по своим характеристикам синтетическим парусным тканям — лавсану и дакрону.

Парусные ткани принято различать по весу одного квадратного метра, с чем связаны такие характеристики, как жесткость и прочность ткани. Для гоночных парусов наиболее подходящей будет лавсановая ткань весом 150—170 г/м2. Паруса, рассчитанные на слабый ветер, ложно сшить из ткани весом 140 г/м2, а для штормовых парусов применяют ткань весом 200 г/м2 и более.