Под устройствами моторной лодки понимают детали, приспособления и механизмы, обеспечивающие необходимые навигационные и эксплуатационные качества.
Рулевое устройство предназначено для управления при движении, т. е. для изменения курса лодки или удержания на курсе. Состоит из руля, румпеля или сектора, штуртроса, роликов и штурвала с барабаном или звездочкой (рис. 70).
Рул
...
Читать дальше »
|
За последние 50 лет скорость движения различных видов транспорта возросла во много раз. Для автомобилей и железнодорожного транспорта она составляет 200 км/час, скорость же пассажирских реактивных самолетов уже вдвое превысила скорость звука. И только водный транспорт в течение долгого времени не мог одолеть рубеж в 100 км/час. Причиной тому — огромное сопротивление, которое испытывают при движении погруженные в воду корпуса судов. С ростом скорости это сопротивление резко увеличивается — в ряде случаев в шестой степени скорости. Только уменьшив до минимума погруженный в воду объем корпуса судна и его смоченную поверхность, можно было добиться заметного повышения скорости.
Постепенное повышение скорости достигалось в основном за счет увеличения мощности устанавливаемых двигателей, усовершенствования их конструкций и улучшения о
...
Читать дальше »
|
В соответствии с правилами технического надзора прогулочные суда и катера должны иметь:
1. Прочность, соответствующую разряду плавания судна и двигателю на нем;
2. Остойчивость, позволяющую безопасно разместить на одном из бортов 60% груза от установленной грузоподъемности без затопления этого борта и опрокидывания судна;
3. Грузоподъемность, пассажировместимость и допустимую мощность двигателя в пределах указанных в фирменной табличке и в паспорте. При определении пассажировместимости масса человека принимается равной 75 кг, масса человека с багажом — 100 кг;
...
Читать дальше »
|
Постройка судна обычно начинается с выбора формы и размеров корпуса, от чего зависит общее расположение силовой установки и оборудования. Корпус должен сочетать высокую прочность с малым весом.
В большинстве случаев корпус судна имеет сложную форму: кривизна наружной поверхности изменяется по длине, ширине и по высоте. Поэтому на плоском листе чертежа форму корпуса можно изобразить только в виде линий пересечения его наружной поверхности с секущими плоскостями.
Теоретический чертеж является основным, по которому строится лодка, и представляет собой проекции плоскостей сечения судна по трем взаимно перпендикулярным направлениям (рис. 59).
...
Читать дальше »
|
Основными характеристиками всякого судна являются длина (L) и ширина (В) корпуса, высота борта (H) и осадка (T), которые называют главными размерениями.
Существует их несколько разновидностей: теоретические, конструктивные и габаритные. Для того чтобы различить разновидность главных размерений, к этим буквам прибавляют соответствующие индексы. Так, например, наибольшую длину обозначают буквой Lгаб (габаритная).
Для характеристики корпуса в судостроении пользуются не только главными размерениями. В частности, мореходные качества судна во многом зависят от соотношений главных его размерений. Чем больше отношение длины судна к ширине при том же водоизме
...
Читать дальше »
|
Массу судна можно определить как сумму весов отдельных частей корпуса, механизмов и инвентаря или по водоизмещению. Для этого определяют объем подводной части корпуса, т. е. его объемное водоизмещение.
Так как судно ограничено кривыми поверхностями, то определение объема производят по формуле приближенного расчета:
Для получения весового водоизмещения надо объем водоизмещения умножить на пло
...
Читать дальше »
|
Основным конструктивным элементом всякого судна является корпус, представляющий собой водонепроницаемую удлиненную емкость той или иной формы и размеров, способную плавать на воде, с плавными очертаниями, более или менее заостренными оконечностями. Передняя по ходу оконечность называется носовой, а задняя — кормовой (рис. 57).
Боковые стенки корпуса называются бортами. Если смотреть с кормы судна на нос, то справа — правый, а слева — левый борт.
Нижняя част
...
Читать дальше »
|
|