11:27 Требования к прогулочным судам |
В соответствии с правилами технического надзора прогулочные суда и катера должны иметь: 1. Прочность, соответствующую разряду плавания судна и двигателю на нем; 2. Остойчивость, позволяющую безопасно разместить на одном из бортов 60% груза от установленной грузоподъемности без затопления этого борта и опрокидывания судна; 3. Грузоподъемность, пассажировместимость и допустимую мощность двигателя в пределах указанных в фирменной табличке и в паспорте. При определении пассажировместимости масса человека принимается равной 75 кг, масса человека с багажом — 100 кг; 4. Общий запас плавучести, позволяющий судну в незагруженном состоянии оставаться на плаву при полном затоплении корпуса водой; 5. Избыточный запас плавучести, равный 10% грузоподъемности судна; 6. Гарантированный сухой борт не ниже, чем это установлено для присвоенного судну разряда плавания; 7. Равномерное расположение сидений (размерами не менее 0,45X0,4 м2), исключающее крен или дифферент судна; 8. Судовые устройства и инвентарь в соответствии с установленными нормами; 9. Прогулочные суда, поднадзорные Регистру СССР и республиканским органам Речного Регистра, должны удовлетворять требованиям этих органов; 10. Объем оборудования, устройств и снабжения прогулочных судов должен соответствовать нормам, указанным в табл. 6 и 7. Всем основным указанным выше требованиям отвечают, например, прогулочные суда «Амур-М», «Москва-2» и «Ладога». «Ладога» — это комфортабельная пластмассовая лодка длиной 4,75 м. Для формования корпуса применяются высококачественные материалы: сатинова ястеклоткань АСТТ и смола НПС-609-21 м. Днище толщиной 4 мм подкреплено четырьмя фанернынымн флорами — составными частями набора судна. Прочный транец рассчитан на установку двух подвесных моторов мощностью по 20 л. с. Для окраски корпуса (красящий пигмент вводится в наружный слой смолы) используются наиболее стойкие пигменты белого, зеленого, красного и желтого цвета. Секции палубы и основного корпуса склеиваются при сборке; соединение снаружи защищено лакированным дубовым буртиком. Блоки пенопласта, обеспечивающие непотопляемость, приклеиваются под палубой и на днище. Обводы днища лодки умеренно килеватые, благодаря чему она обладает хорошей приемистостью и легко выходит на глиссирование с одним 20-сильным мотором даже при полной нагрузке, когда водоизмещение достигает 600 кг. «Ладога» имеет высокий борт — 0,7 м на миделе и 0,82 м на форштевне, запалублена с носа и снабжена самоотливной подмоторной нишей в корме. Благодаря этому на ней можно выходить в большинство наших внутренних водохранилищ при волне высотой 0,5—0,7 м. При почти такой же длине корпуса, как у популярной «Казанки», объем ее (ЬХВХН) гораздо больше. Этот важный показатель характеризует не только хорошие мореходные качества, но и возможность создания необходимого для дальних путешествий комфорта. «Ладога» отличается удобным просторным кокпитом. Его длина 2 м и ширина 1,2 м, так что в случае необходимости два-три человека могут расположиться на ночлег прямо в лодке. Два передних мягких сидения снабжены спинками; два задних устроены на полужесткой кормовой балке. В передней панели кокпита, рядом со штурвалом, имеется объемистая ниша для хранения фонаря, карты — одним словом всего, что должно быть у водителя под рукой. В ненастную погоду кокпит плотно закрывается тентом из плащ-палаточной ткани. Схема общего расположения оборудования лодки приведена на рис. 60. Основные данные лодки «Ладога»:
«Амур-М» — единственная в нашей стране модель открытого глиссирующего дюралюминиевого катера, соответствует типу 7 по ГОСТ 19105—73 на суда прогулочные и моторные. Корпус катера цельнометаллический, клепанно-сварной конструкции. Набор состоит из шпангоутов, стрингеров, карлингсов и фундаментных балок под двигатель и редуктор. Крепление днищевых и палубных стрингеров выполнено точечной сваркой. Обшивка дна изготовлена из дюралюминия марки Д16АТ толщиной 2— 2,5 мм, борта и палуба — 1,5 мм. Корпус катера разделен двумя водонепроницаемыми переборками на три отсека: форпик в районе 0—3 шпангоутов, кокпит — 3—7 шпангоутов и моторное отделение 7—10 шпангоутов. Главный двигатель катера — автомобильной марки МЗМА-412 с конверсией для работы в судовых условиях, мощностью 60 л. с. при 4500 об/мин, оборудованный угловым реверсредуктором. Электрооборудование состоит из генератора переменного тока марки Г-250-Ж1 со встроенным кремневым выпрямителем, контактно-транзисторного реле-регулятора РР-362А, второго источника тока — аккумуляторной батареи 6СТ-54, пускового стартера СТ-117 и электропроводки. По требованию Речного Регистра, начиная с № 78 промышленной серии, на катерах «Амур-М» начали устанавливать: мачту с клотиковым огнем; звуковой сигнал на палубе перед ветровым стеклом; сигнальные огни и отмашки; ликвидировали проницаемость в местах установки заливных горловин. Катер «Амур-М» допускается к эксплуатации в районах разряда «Л» с загрузкой — 5 чел. при надводном борте — 0,51 м. В отдельных случаях катеру может быть разрешено плавание на участках рек, отнесенных к разряду «Р» без права выхода в водохранилища. Выход в водохранилища разряда «Р» (в УССР — Киевское, Каневское, Кременчугское выше г. Черкассы, Днепродзержинское, озеро им. Ленина от порта Днепропетровск до порта им. Ленина) разрешается, при определенных условиях, только катерам «Амур-М», у которых высота комингса по периметру кокпита доведена до 100 м. Максимальная скорость хода в тихой воде при полной нагрузке с 5 чел.— 40 км/час. При дальнем следовании и необходимости отдыха, можно имеющиеся на катере мягкие сидения превратить в спальные места, а также защититься от зноя и непогоды съемным тентом.
Мотолодка «Москва-2» приспособлена для скоростных прогулок и буксировки воднолыжников. Она имеет каюту и открытый кокпит, оборудованный съемным тентом. Каюта снабжена мягкими креслами и съемным диваном. Удобная планировка, высокие борта и улучшенные условия посадки позволят проводить отдых вместе с маленькими детьми. «Москва-2» рассчитана на подвесные моторы различных мощностей, начиная от 8-сильного «Ветерка» (скорость с полной нагрузкой 8 км/час) и кончая двумя моторами по 30 л. с. (скорость не менее 35 км/час). |
Категория: Устройство малых судов | Просмотров: 203 | | |