20:02
Устройства моторной лодки

Под устройствами моторной лодки понимают детали, приспособления и механизмы, обеспечивающие необходимые навигационные и эксплуатационные качества.

Рулевое устройство предназначено для управления при движении, т. е. для изменения курса лодки или удержания на курсе. Состоит из руля, румпеля или сектора, штуртроса, роликов и штурвала с барабаном или звездочкой (рис. 70).

Схема рулевого устройства моторной лодки

Руль представляет собой соединение баллера и вертикальной металлической пластины, опущенной в воду за кормой и называемой пером руля.

Действие руля основано на следующем. При движении судна и положении руля в диаметральной плоскости струи воды обтекают судно, не встречая препятствий; при отклонении руля от диаметральной плоскости струи встречают на своем пути препятствие в виде плоскости пера руля и оказывают на него давление. Если удерживать руль под одним и тем же углом, то судно начнет описывать кривую линию, близкую к кругу. Это называется циркуляцией судна.

Перо руля при ходе судна может отклоняться в ту или иную сторону, изменяя направление движения. Если перо руля переложено к левому борту, то корма судна будет отклоняться в правую сторону, а нос — в левую. Поворот пера руля производится при помощи вертикального вала, называемого баллером.

По расположению - баллера (оси вращения) относительно пера руля различают простые, балансирные и полу балансирные рули (рис. 71).

Типы рулей моторной лодки

У простого руля плоскость пера расположена по одну сторону его вращения.

Балансирные и полубалансирные рули отличаются от простых тем, что плоскость пера руля расположена по обе стороны оси вращения и для поворота руля надо прилагать меньше усилий.

Во избежание потери руля при обрыве, перо руля соединяется с кормовой частью судна специальной цепью, называемой сорлинем.

Размеры пера руля зависят от длины осадки и вида движителя судна.

В практике принято считать, что длина пера руля должна быть не меньше 0,4 ширины корпуса по мидель-шпангоуту, а высота — такой, чтобы верхняя кромка пера находилась выше грузовой ватерлинии.

Длина баллера зависит от высоты корпуса и типа судна. Нижняя часть баллера, к которой присоединяется перо руля, называется рудерписом.

На верхний конец баллера насаживается румпель или сектор. Румпель представляет собой одно- или двуплечий рычаг, при помощи которого руль поворачивается в ту или иную сторону. К свободному концу румпеля крепится штуртрос.

Штуртрос — стальной канат, соединяющий штурвальное колесо с сектором или румпелем руля. Натяжение штуртроса при вытягивании производится так называемыми талперами (стяжками).

Наиболее распространенным на речных судах является соединение руля и штуртроса через сектор, насаженный на верхний конец баллера.

При повороте штурвального колеса в ту или иную сторону штуртрос наматывается на барабан с одной стороны и освобождается с другой, в результате чего сектор и баллер руля поворачивается.

Штуртрос перемещается по роликам, укрепленным в блочках.

Якорное устройство служит для удержания моторной лодки на месте во время стоянки и состоит из якоря, якорного каната или цепи и приспособления для крепления.

На моторных лодках в основном применяются якоря адмиралтейские, Холла и четырехлапные, или кошки (рис. 65).

Типы якорей: адмиралтейский; Холла; четырехлапый.

Адмиралтейский обладает наибольшей по сравнению с другими держащей силой, превосходящей в 15 раз его собственный вес. Состоит из веретена, рогов, лап, штока, скобы и болта. Нижняя часть якоря называется пяткой, а конец лапы носком.

Якорь Холла не имеет штока и поэтому принадлежит к классу так называемых бесштоковых. Отличительная особенность — наличие поворачивающихся лап. Нижняя часть, отливаемая с лапами, вращается на штыре, пропущенном через отверстие в веретене. Приливы в нижней части якоря служат для разворачивания лап при отдаче.

Четырехлапый якорь быстро забирает грунт, но неудобен для уборки. Применяется в основном на небольших речных судах.

Швартовое устройство служит для закрепления моторной лодки во время стоянки у берега, причала и у борта другого судна. Сюда относится такелаж — швартовые тросы, канаты (швартовы) и приспособления для закрепления швартовов — кнехты, киповые планки, утки и мягкие кранцы.

Швартовые тросы и канаты должны находиться всегда в исправном состоянии. Согласно Правилам технической эксплуатации износ швартовых тросов должен быть не более 30% по длине и 8% по диаметру.

Кнехты представляют собой пустотелые тумбы, отлитые из чугуна вместе с основанием, а иногда с перекладиной. Для того чтобы швартовый трос не соскальзывал, в верхней части тумбы предусмотрено утолщение. Устанавливаются кнехты на борту в носовой, кормовой и средней частях судна.

Для изменения направления швартовых служат киповые планки и скобы. Киповые планки бывают простые и с роульсами. Для крепления тонких тросов служат утки и мушки.

Все приспособления, о которых мы рассказали выше, должны быть правильно расположены на судне и прочно закреплены.

Для несения сигнальных фонарей и такелажа служат мачты. Металлические или деревянные, они устанавливаются либо вертикально, либо — по эстетическим соображениям — с некоторым наклоном к корме.

Обычно на судах по две мачты: одна — в носовой части (фок-мачта), другая — в кормовой (грот-мачта). Для любительских лодок можно рекомендовать одну небольшую мачту.
 

Категория: Устройство малых судов | Просмотров: 254 | | Теги: Моторная лодка, конструкция моторной лодки, Устройства моторной лодки