20:02 Устройства моторной лодки |
Под устройствами моторной лодки понимают детали, приспособления и механизмы, обеспечивающие необходимые навигационные и эксплуатационные качества. Рулевое устройство предназначено для управления при движении, т. е. для изменения курса лодки или удержания на курсе. Состоит из руля, румпеля или сектора, штуртроса, роликов и штурвала с барабаном или звездочкой (рис. 70). Руль представляет собой соединение баллера и вертикальной металлической пластины, опущенной в воду за кормой и называемой пером руля. Действие руля основано на следующем. При движении судна и положении руля в диаметральной плоскости струи воды обтекают судно, не встречая препятствий; при отклонении руля от диаметральной плоскости струи встречают на своем пути препятствие в виде плоскости пера руля и оказывают на него давление. Если удерживать руль под одним и тем же углом, то судно начнет описывать кривую линию, близкую к кругу. Это называется циркуляцией судна. Перо руля при ходе судна может отклоняться в ту или иную сторону, изменяя направление движения. Если перо руля переложено к левому борту, то корма судна будет отклоняться в правую сторону, а нос — в левую. Поворот пера руля производится при помощи вертикального вала, называемого баллером. По расположению - баллера (оси вращения) относительно пера руля различают простые, балансирные и полу балансирные рули (рис. 71). У простого руля плоскость пера расположена по одну сторону его вращения. Балансирные и полубалансирные рули отличаются от простых тем, что плоскость пера руля расположена по обе стороны оси вращения и для поворота руля надо прилагать меньше усилий. Во избежание потери руля при обрыве, перо руля соединяется с кормовой частью судна специальной цепью, называемой сорлинем. Размеры пера руля зависят от длины осадки и вида движителя судна. В практике принято считать, что длина пера руля должна быть не меньше 0,4 ширины корпуса по мидель-шпангоуту, а высота — такой, чтобы верхняя кромка пера находилась выше грузовой ватерлинии. Длина баллера зависит от высоты корпуса и типа судна. Нижняя часть баллера, к которой присоединяется перо руля, называется рудерписом. На верхний конец баллера насаживается румпель или сектор. Румпель представляет собой одно- или двуплечий рычаг, при помощи которого руль поворачивается в ту или иную сторону. К свободному концу румпеля крепится штуртрос. Штуртрос — стальной канат, соединяющий штурвальное колесо с сектором или румпелем руля. Натяжение штуртроса при вытягивании производится так называемыми талперами (стяжками). Наиболее распространенным на речных судах является соединение руля и штуртроса через сектор, насаженный на верхний конец баллера. При повороте штурвального колеса в ту или иную сторону штуртрос наматывается на барабан с одной стороны и освобождается с другой, в результате чего сектор и баллер руля поворачивается. Штуртрос перемещается по роликам, укрепленным в блочках. Якорное устройство служит для удержания моторной лодки на месте во время стоянки и состоит из якоря, якорного каната или цепи и приспособления для крепления. На моторных лодках в основном применяются якоря адмиралтейские, Холла и четырехлапные, или кошки (рис. 65). Адмиралтейский обладает наибольшей по сравнению с другими держащей силой, превосходящей в 15 раз его собственный вес. Состоит из веретена, рогов, лап, штока, скобы и болта. Нижняя часть якоря называется пяткой, а конец лапы носком. Якорь Холла не имеет штока и поэтому принадлежит к классу так называемых бесштоковых. Отличительная особенность — наличие поворачивающихся лап. Нижняя часть, отливаемая с лапами, вращается на штыре, пропущенном через отверстие в веретене. Приливы в нижней части якоря служат для разворачивания лап при отдаче. Четырехлапый якорь быстро забирает грунт, но неудобен для уборки. Применяется в основном на небольших речных судах. Швартовое устройство служит для закрепления моторной лодки во время стоянки у берега, причала и у борта другого судна. Сюда относится такелаж — швартовые тросы, канаты (швартовы) и приспособления для закрепления швартовов — кнехты, киповые планки, утки и мягкие кранцы. Швартовые тросы и канаты должны находиться всегда в исправном состоянии. Согласно Правилам технической эксплуатации износ швартовых тросов должен быть не более 30% по длине и 8% по диаметру. Кнехты представляют собой пустотелые тумбы, отлитые из чугуна вместе с основанием, а иногда с перекладиной. Для того чтобы швартовый трос не соскальзывал, в верхней части тумбы предусмотрено утолщение. Устанавливаются кнехты на борту в носовой, кормовой и средней частях судна. Для изменения направления швартовых служат киповые планки и скобы. Киповые планки бывают простые и с роульсами. Для крепления тонких тросов служат утки и мушки. Все приспособления, о которых мы рассказали выше, должны быть правильно расположены на судне и прочно закреплены. Для несения сигнальных фонарей и такелажа служат мачты. Металлические или деревянные, они устанавливаются либо вертикально, либо — по эстетическим соображениям — с некоторым наклоном к корме. Обычно на судах по две мачты: одна — в носовой части (фок-мачта), другая — в кормовой (грот-мачта). Для любительских лодок можно рекомендовать одну небольшую мачту. |
Категория: Устройство малых судов | Просмотров: 254 | | |