20:45 Корпус судна |
Основным конструктивным элементом всякого судна является корпус, представляющий собой водонепроницаемую удлиненную емкость той или иной формы и размеров, способную плавать на воде, с плавными очертаниями, более или менее заостренными оконечностями. Передняя по ходу оконечность называется носовой, а задняя — кормовой (рис. 57). Боковые стенки корпуса называются бортами. Если смотреть с кормы судна на нос, то справа — правый, а слева — левый борт. Нижняя часть корпуса называется днищем, а верхняя — палубой. Поперечное сечение судна посередине его длины называется мидель -шпангоутом. Ватерлиниями именуются линии пересечения уровня воды и поверхности корпуса судна при разных осадках (погружениях). Грузовая ватерлиния соответствует осадке груженого судна. Часть корпуса, находящаяся ниже грузовой ватерлинии,— подводная, а выше — надводная. Водоизмещением называется объем (или вес) воды, вытесняемой судном (измеряется в объемных или весовых единицах). На моторных лодках используют преимущественно бензиновые двигатели разных мощностей и конструкций, движителем является гребной винт. Корпус во время плавания испытывает действие давления воды и веса грузов, механизмов, надстройки и т. д. Кроме постоянных сил (давления воды и веса грузов, механизмов, надстройки), на судно действуют переменные (волны на качке, давления на руль при повороте), ударные (при столкновении) и случайные (при затоплении отсека) силы. Определив их, можно рассчитать прочность судна. Различают местную, продольную (киля, стрингеров и наружной обшивки бортов), поперечную (шпангоутов, бимсов) и общую прочность. Для того чтобы придать корпусу соответствующую жесткость и способность сопротивления действующим на него усилиям, днище и борта укрепляют в продольном и поперечном направлениях при помощи набора. Корпус состоит из прочного каркаса (набора), настила палубы, бортовой, днищевой обшивок и переборок (рис. 58). В корпусе различают следующие основные части: Киль — прочная продольная балка, идущая по днищу в средней части судна от носа до кормы. На нее опирается поперечный набор. Форштевень — прочная балка в носовой оконечности киля, поднимающаяся кверху и служащая для соединения продольных связей и обшивки в носу судна. Ахтерштевень — прочная балка в кормовой оконечности киля, загибающаяся кверху. В связи с тем, что ахтерштевень и форштевень подвергаются всякого рода ударам, их на деревянных судах обивают листовой сталью.
Малые суда вместо ахтерштевня заканчивают стенкой, которая называется транцевой доской. Форпик — крайний носовой отсек. Ахтерпик — крайний отсек в кормовой оконечности судна. Бак — образованная приподнятая бортами надстройка в носовой части, начинающаяся непосредственно от передней оконечности судна. Ют — надстройка, аналогичная баку, расположенная в кормовой части судна. Фальшборт — небольшие по высоте стенки, ограждающие палубу с обоих бортов между баком и ютом. Являются продолжением бортов, бывают и в оконечностях судна. Шпангоуты — поперечные связи набора корпуса. Часть их делают в виде поперечных рамок. Для обеспечения прочности палубы под ней по ширине судна устанавливаются бимсы (поперечные балки), располагающиеся всегда в плоскости шпангоутов, которыми образуют замкнутый контур и скрепляющиеся треугольными косынками — кницами. Чтобы бимсы не имели провеса, они опираются на вертикальные стойки — пиллерса. Кильсоны — продольные днищевые балки, связывающие шпангоуты друг с другом и придающие системе днищевого перекрытия необходимую жесткость и прочность. В значительной мере обеспечивают общую продольную прочность. На корпусе судна, с наружной стороны, над ватерлинией устанавливается так называемый привальный брус, который предохраняет обшивку корпуса от повреждения при различных ударах. Система набора может быть поперечной (для малых судов) или продольно-поперечной (для больших судов).
|
Категория: Устройство малых судов | Просмотров: 225 | | |