21:33 Главные размерения судна |
Основными характеристиками всякого судна являются длина (L) и ширина (В) корпуса, высота борта (H) и осадка (T), которые называют главными размерениями. Существует их несколько разновидностей: теоретические, конструктивные и габаритные. Для того чтобы различить разновидность главных размерений, к этим буквам прибавляют соответствующие индексы. Так, например, наибольшую длину обозначают буквой Lгаб (габаритная). Для характеристики корпуса в судостроении пользуются не только главными размерениями. В частности, мореходные качества судна во многом зависят от соотношений главных его размерений. Чем больше отношение длины судна к ширине при том же водоизмещении, тем меньшее сопротивление воды на корпус при движении, тем оно быстроходнее. Для судов, движущихся в водоизмещающемся режиме плавания, корпусу с минимальным сопротивлением соответствует . Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, однако, снижает поворотливость и требует большей площади руля. Глиссирующие суда имеют лучшие ходовые качества при малых значениях — Прочность корпуса моторного судна характеризуется соотношением L/H - длины и высоты борта. При большом отношении длины к высоте борта прочность уменьшается. Для современных судов это отношение - в пределах от 6 до 14. Для наиболее прочных, с хорошими мореходными качествами, оно имеет еще меньшее значение. Чем больше ширина судна по отношению к высоте борта, тем лучше остойчивость. Запас плавучести определяется отношением высоты борта к осадке H/T и характеризует непотопляемость и вместимость. Эти показатели улучшаются с увеличением отношения Н/Т, но одновременно увеличивается парусность надводного борта судна, а в результате ухудшается управляемость. Для современных прогулочных судов отношение H/T — в пределах 2—4. Отношение длины судна к осадке L/T влияет на его поворотливость. Отношение ширины судна к осадке B/T является важным показателем, влияющим на ходкость, остойчивость и мореходность. Чем больше B/T, тем остойчивее судно. Для легких мелкосидящих судов это отношение составляет 10 : 12, для большинства катеров 3,5 : 6, для мореходных рыболовных судов 2,5 : 4, для катамаранов 1 : 2. Маломерные суда в зависимости от длины чаще всего имеют следующие данные (табл. 5). |
Категория: Устройство малых судов | Просмотров: 224 | | |