16:54 Зрительная сигнализация на судах |
Движение судов на внутренних водных путях происходит, как правило, круглосуточно, но в ночное время оно затруднено. Объясняется это, в частности, и тем, что тени, падающие на поверхность воды, скрадывают расстояние. Это наблюдается на участках рек, где имеются берега с высокой растительностью, яры, кряжи, высокие береговые строения, набережные и т. д. Поэтому введена ночная зрительная сигнализация. Для обеспечения безопасного расхождения и обгона судов, для точного определения, стоит судно или движется, одиночное оно, с плотом или с баржами, Правилами плавания по внутренним путям введена дневная и ночная судовая зрительная сигнализация. Пользоваться ею можно, если судоводитель ясно представляет себе место расположения огней на судах, значение цветов и сочетания различных сигналов. В судовождении существует два понятия: судно на ходу и судно на стоянке. «Судном на ходу» считается перемещающееся относительно берега под действием судозых движителей, сил течения воды или ветра, а «судном на стоянке» — то, которое стоит на якоре, или ошвартовано у берега или у другого неподвижного судна. В зависимости от того, находится ли судно на стоянке или в движении, выставляют зрительные сигналы — стояночные или ходовые. Ночная зрительная сигнализация представляет собой комплекс разноцветных огней, размещенных в определенных местах на судне, свет от которых отражается под строго установленными углами видимости. Зажигать на стоящих или движущихся судах огни, не предусмотренные Правилами плавания, строго воспрещается, так как они могут ввести в заблуждение водителей других судов. Огни зрительной сигнализации должны гореть в любую погоду ночью, а также днем, когда ухудшается видимость из-за дождя, тумана, дымки, снегопада и т. п. Судовые сигнальные огни устанавливают на мачтах, по бортам и на корме (рис. 15) в соответствии с Правилами Речного Регистра и Правилами плавания по внутренним судоходным путям. Если длина судна не больше 30 м, сигнальные топовые огни на мачте поднимают на высоту не меньше 0,5 м над уровнем палубы, а если больше 30 м — на высоту не меньше 6 м над верхней палубой или на 4 м над палубным грузом. Расстояние между сигнальными огнями по вертикали (от палубы, надстройки или груза, находящегося на палубе, до верхнего мачтового огня) колеблется от 0,5 до 1 м в зависимости от размера судна. Меньшее по длине имеет меньшее расстояние между огнями, и наоборот. Желательно, чтобы самоходные суда имели аварийные источники света или фонари с автономным освещением, цвет и количество которых установлены Правилами плавания и Правилами Речного Регистра. На самоходных судах устанавливают такие световые сигналы: A. Топовые огни на главной мачте, видимые прямо по носу судна. Угол видимости их равен 225°, т. е. по 112,5° справа и слева от диаметральной плоскости судна (рис. 15). Б. Клотиковый огонь, размещающийся на верхней части мачты; его видно по горизонту на 360°. B. Бортовые отличительные (их еще называют кожуховыми) огни — красный левого и зеленый правого борта, размещенные в районе капитанских мостиков симметрично диаметральной плоскости судна. Они освещают горизонт по дуге в 112,5° и видны прямо по носу судна от диаметральной плоскости до траверза по дуге 90° и от траверза в сторону кормы по дуге горизонта 22,5°. Фонари бортовых огней во всех случаях устанавливают ниже топовых сигнальных огней, оба на одной горизонтальной линии, перпендикулярной диаметральной плоскости судна. Каждый из фонарей должен ограждаться вертикальным щитком, расположенным параллельно диаметральной плоскости судна, и передней и задней ширмами, которые обеспечивают видимость бортовых огней по установленной Правилами дуге горизонта. Расстояние между огнями должно быть не менее 1,2 м. Установленные бортовые фонари не должны увеличивать ширину судна. Г. Гакабортные огни, которые видны с кормы. Их устанавливают на торцовых стенках кают судов, имеющих ширину более 5 м, и на быстроходных судах с подводными крыльями. Они освещают горизонт по дуге в 180". Д. Гаковый огонь, видимый с кормы и размещенный за дымовой трубой (на линии диаметральной плоскости судна), как правило, на одной горизонтали с бортовыми отличительными огнями; он освещает горизонт по дуге в 135°. Е. Огни «отмашки», размещенные попарно на обоих капитанских мостиках. При включении пара огней одного борта освещает дугу горизонта в 22,5° с перекрытием линии диаметральной плоскости судна в носу и на корме на 22,5". Так включаются эти огни, когда судно находится на стоянке. Зажигают их при встрече и обгоне судов, обеспечивая в названных случаях углы видимости по 112,5". На лодках с моторами мощностью менее 50 л. с. и длиной корпуса менее 10 м, а также на гребных лодках всех размеров в качестве сигнала «отмашки» допускается переносной фонарь, белый огонь которого виден по горизонту на 360°. На всех несамоходных судах (баржах), дноуглубительных и дноочистительных снарядах, а также на судах, приспособленных для работы водолазов, устанавливают сигнальные огни на мачте с углом освещения по горизонту 360°. Сигнальные огни, выставляемые на рыболовецких, моторных и гребных лодках и шлюпках, размещают на мачтах, надстройках и палубах. Они должны освещать горизонт по дуге в 360° и иметь расстояние видимости не менее 2 км, причем свет не должен мешать водителю вести свою лодку. Для сигнальных огней транспортных судов установлены следующие расстояния видимости: 1) клотиковые, бортовые отличительные, гакабортные, гаковые, огни «отмашка» и мачтовые на несамоходных судах — не менее 4 км; 2) топовые огни на самоходных судах — не менее 8 км. На самоходных судах, в том числе моторных лодках, фонари, как правило, электрические, а на несамоходных — керосиновые или электрические. В дневное время огни зрительной сигнализации заменяют флагами, размер и цвет которых устанавливается Правилами плавания. Флаги бывают белые, красные и зеленые. Белый флаг днем применяют для той же цели, что и огонь «отмашка» ночью. Его размер для транспортных судов 0,7 X 0,7 м, а для моторных лодок — 0,5 X 0,5 м. Красные флаги применяют на судах, перевозящих нефтепродукты, взрывчатые и отравляющие вещества, и на судах, выполняющих пожарные или аварийно-спасательные работы. Зеленые флаги вывешиваются на водолазных ботах и судах, выполняющих работы по очистке фарватера. Красные и зеленые флаги должны быть квадратными и иметь размер 1 X 1 м. |
Категория: Безопасность судовождения | Просмотров: 334 | | |