18:30
Встреча и расхождение больших судов

Расхождение судов — один из самых сложных, особенно в ночное время, маневров. Ночью на судоходной трассе можно встретиться: с одиночным самоходным судном, буксировщиком, имеющим на гаке сухогрузные или нефтеналивные баржи или плот, грузовым теплоходом с сухими безопасными и опасными грузами, пожарно-спасательным судном, буксирным составом, идущим за двойной тягой, буксировщиком с судном под бортом, буксировщиком-шаландером, различными толкаемыми составами, парусно-моторным судном, моторной лодкой, рыболовными судами и судами на подводных крыльях. Все они имеют свои ходовые и стояночные сигналы, по которым и распознаются в ночное время.
 

При встрече одиночных судов, буксирных или толкаемых составов нужно быстро и безошибочно принять решение о порядке расхождения, т. е. немедленно обменяться соответствующими звуковыми и зрительными сигналами.
 

На реках, каналах и водохранилищах суда и составы расходятся левыми бортами, держась по ходу правой стороны фарватера. Это правило введено для того, чтобы суда, идущие встречными курсами заранее, еще до обмена звуковыми и зрительными сигналами шли по своей стороне фарватера на достаточно безопасном расстоянии между бортами, не создавая друг другу помех.
 

Судоводитель идущего снизу судна на расстоянии видимости должен принять меры к безопасному пропуску идущего сверху. Если по условиям пути расхождение затруднено, водитель идущего снизу судна обязан регулировать ход таким образом, чтобы встреча и расхождение с идущим сверху происходили в безопасном месте.
 

Порядок обмена сигналами при встрече следующий. На реках, каналах и трассах водохранилищ водитель снизу идущего судна за 1,5 км от встречного дает один протяжный свисток и отмашкой с соответствующего борта показывает сторону, куда должно уклониться сверху идущее судно. Оно обязано подчиниться этому сигналу, дав в ответ один продолжительный свисток и выбросив с того же борта отмашку, т. е. повторив команду, поданную с идущего снизу.
 

Если по условиям пути невозможно разойтись левыми бортами, водитель снизу идущего судна обязан увести его на левую (по ходу) сторону фарватера, прекратить движение и на расстоянии 1,5 км до встречного судна дать два коротких свистка, выбросив с правого борта отмашку. В ответ судоводитель идущего сверху обязан немедленно дать два коротких свистка и выбросить отмашку с правого борта. После этого судоводители не имеют права изменять свои первоначальные решения, т. е. делать переотмашки.
 

При расхождении оба судна или состава, во избежание навала, должны идти на безопасном расстоянии друг от друга каждый у своей кромки фарватера. За нарушение этого правила несут ответственность судоводители обоих встречных судов.
 

Суда длиной до 30 м (кроме судов на подводных крыльях) при расхождении в акваториях крупных портов могут обмениваться сигналами на расхождение с расстояния не менее 500 м.
 

Судоводитель теплохода, буксирующего плот, первым за 1,5 км подает звуковой сигнал и отмашкой показывает встречному судну или составу сторону безопасного расхождения. Если возможно расхождение левыми бортами, судоводитель буксировщика с плотом дает один продолжительный свисток, а если правыми — два коротких. В ответ судоводитель встречного судна обязан немедленно подать такой же звуковой сигнал и выбросить отмашку, давая согласие на расхождение бортами, указанными судоводителем буксировщика-плотовода. Менять после этого борт расхождения запрещается.
 

Если сверху идет в кильватере несколько самоходных судов или составов, то идущее снизу обменивается встречными сигналами и отмашками с каждым из них.

При этом сверху идущие суда должны следовать одно за другим в кильватере и принять сторону расхождения, которая указана для идущего впереди. Так должны поступать и водители мелких судов.
 

Категория: Безопасность судовождения | Просмотров: 272 | | Теги: Встреча больших судов, расхождение больших судов, безопасное судоходство