18:47 Прогулочные моторные лодки и катера |
Изменились прогулочные суда за последние годы. Вместо традиционных плоскодонных освоен выпуск ряда моделей, отличающихся высокой мореходностью и повышенной комфортабельностью. Днище с килеватыми обводами дает возможность этим судам сохранять остойчивость на крутой волне, избежать утомительной тряски на зыби. Выбор лодки требует определенных знаний. Будущий владелец должен отчетливо представлять себе, для каких целей она будет использоваться в первую очередь. Если для рыбной ловли, охоты или небольших поездок, то не нужны ни высокая скорость, ни особый комфорт. Туристов, наоборот, прежде всего интересуют комфортабельные, безопасные и экономичные суда, на которых можно было бы без больших приготовлений отправиться в далекое путешествие. Для бассейнов с условиями плавания, близкими к разряду «О» и непосредственно примыкающих к обширным акваториям (водохранилища, крупные реки, заливы), наиболее подойдет мореходное судно со стационарным двигателем небольшой мощности, обеспечивающее безопасность в случае неблагоприятных погодных условий. В бассейнах со сравнительно спокойными условиями плавания отдают предпочтение легким скоростным моторным лодкам. До сих пор в нашей стране выпускалось в небольшом количестве более тридцати видов лодок. В настоящее время проводится единый курс в области разработки и внедрения в производство новых типов прогулочных судов с одновременным увеличением их выбора. В отношении каждого из прогулочных судов, предназначенных для продажи населению, определены требования относительно разряда и условий плавания, грузоподъемности, пассажировместимости, мощности двигателя и скорости хода. Согласно ГОСТ 19105—73 прогулочные суда должны изготавливаться восьми типов грузоподъемностью не менее 100, 150, 300 (двух типов), 400 (трех типов) и 500 кг следующих наименований: 1. Малые гребные лодки (длина до 3 м) с расчетом на установку подвесного мотора мощностью не менее 3 л. с. Мощность двигателя 4—8 типов определяется расчетом из условий обеспечения безопасности плавания и удовлетворительных ходовых качеств. Основные параметры прогулочных судов приведены в таблице 1. Прогулочное судно должно иметь запас плавучести и аварийную остойчивость, чтобы в случае заполнения водой оставаться на плаву и не переворачиваться. Лодки 7—8 типов могут удаляться от берега на расстоянии до 5 км и находиться на воде даже при ветре в 5 баллов. Высота их бортов не меньше 0,6 м. В соответствии с запросами покупателей в ближайшие годы в основном будут выпускаться лодки следующих классов: «Амур-М», «Казанка», МКМ, «Прогресс», «Янтарь-2», «Крым» и др. Технические характеристики даны в табл. 3. Практика показывает, что такие лодки удовлетворяют всем требованиям любителей водного туризма. Необходимо заметить, что любители строят многие модели лучших отечественных и зарубежных моторных лодок: устойчивые и приспособленные к морским условиям, вместительные и удобные «Волжанки», «Казанки-2» и другие. Строительство моторных лодок, особенно новых моделей, в домашних условиях — довольно сложный процесс. Во-первых, необходимы знание столярного дела и наличие специальных инструментов, во-вторых, соответствующие материалы. Важно правильно выбрать не только тип лодки, но и соответствующий мотор, с учетом ее конструкции и условий эксплуатации. Для моторных лодок наиболее подходящие подвесные моторы. Они не занимают места, их можно легко и быстро снять. Гребной винт довольно хорошо защищен. На мелководье, ударившись о грунт, он поднимается кверху. Стационарный же мотор занимает слишком много места. В настоящее время подвесные лодочные моторы производятся в нашей стране на восьми заводах. Ведущим предприятием является Ржевский завод автотракторного электрооборудования, производящий моторы «Москва» всех модификаций мощностью до 30 л.с. (в перспективе предусматривается выпуск стосильных моторов). Популярные «Ветерок-8» и «Ветерок-12» разработаны на Ульяновском моторном заводе, завоевавшие особую популярность «Вихри» — на заводе им. М. Фрунзе в г. Куйбышеве. Технические характеристики наиболее распространенных подвесных лодочных моторов даны в табл. 4 и 10. Наибольшим спросом у любителей туризма пользуются моторы мощностью 18—30 л. с. |
Категория: Устройство малых судов | Просмотров: 183 | | |