22:12
Поворот и оборот судна

Изменение курса в ту или иную сторону от первоначального прямолинейного называется поворотом судна. Оборот судна — это изменение курса на 180°. Поворот и оборот осуществляются следующим образом.
 

При отклонении пера руля у движущегося судна под некоторым углом в сторону начинает действовать давление набегающей на него воды, в то же время с противоположной стороны вода будет скользить вдоль пера руля, оказывая меньшее давление, чем тогда, когда перо руля находится в среднем положении. В результате действия сил упора воды на перо руля судно начнет поворачиваться в сторону действия силы упора.
 

При перекладке руля на заднем ходу по тем же причинам судно будет уклоняться в противоположную сторону со стороны перекладки.
 

Эффективность работы руля будет зависеть от мощности двигателя, площади пера руля и угла его отклонения, скорости течения, силы и направления ветра, площади парусности и размеров корпуса судна, запаса воды под днищем. Чем мощность двигателя и площадь пера руля больше, тем меньше времени потребуется на поворот— судно поворачиваться будет быстрее. Оказывает действие на его поворот и оборот скорость течения в реке. Поэтому, идя вниз, оборот делают, направляя движение судна от яра к косе, а идя вверх,— от косы к яру.
 

Надо помнить, что при прямом положении пера руля судно не перемещается по прямой, а под влиянием неравномерного движения винта, волн, направления ветра и течения стремится отклониться в ту или иную сторону. На управляемость отрицательно действует малый запас воды под днищем.
 

Надо помнить, что перекладка руля на большой угол, а потом выравнивание приводит к переменному отклонению от курса.
 

При каждом обороте судоводитель должен стремиться максимально уменьшить тактический диаметр циркуляции, т. е. расстояние между двумя взаимно противоположными курсами (первоначальным и после поворота на 180°). Диаметр циркуляции — основная характеристика поворотливости судна — у любительских малых судов равен 3—4 длинам судна. Чтобы уменьшить его, необходимо: перед началом оборота снизить скорость движения, задержать и погасить раскатку судна, переложив перо руля к линии диаметральной плоскости, при наличии двух двигателей следует работать ими в раздрай. Осуществляя поворот и оборот судна (и большого, и малого) следует помнить, что при этом возникает крен, иногда до опасных пределов, чего надо избегать.
 

Категория: Управление и маневрирование моторной лодкой | Просмотров: 298 | | Теги: Поворот судна, управление моторной лодкой, оборот моторной лодки, поворот моторной лодки, оборот судна