20:25
Порядок движения малых судов мимо рейдов в портах

Рейд является частью акватории порта, где, как правило, осуществляются днем и ночью весьма интенсивные маневрирования самоходных транспортных и служебновспомогательных судов. Они устанавливают несамоходные суда на якорь, переставляют их с места на место, формируя составы. Отсюда транспортные буксировщики и грузовые теплоходы с приставками начинают свои рейсы.

В зависимости от того, какие суда устанавливаются на рейде, рейды бывают сухогрузные, нефтеналивные, лесные, где формируются плотокараваны, рейды для судов, ожидающих погрузки (выгрузки), формирования и расформирования составов, перегрузочные рейды и рейды-убежища, предназначенные для защиты судов от большой волны.

В крупном порту рейды оборудуют выше и ниже его. Нефтеналивные, как правило, располагаются ниже, по течению реки. В небольших пунктах рейды находятся напротив мест погрузки — выгрузки.

Верхняя и нижняя границы рейда обозначаются двумя рейдовыми створными знаками. Знак представляет собой столб, на вершине которого закрепляется равнобедренный треугольник белого цвета. На переднем столбе створа треугольник располагается вершиной кверху, на задней — вершиной книзу. На переднем знаке черной краской наносится цифра, которая обозначает, сколько судов разрешено устанавливать на акватории рейда.

Ночью на каждой паре створных знаков зажигаются огни на левом берегу зеленые, правом — красные (рис. 7).

Створные знаки

Судоводитель обязан знать места, где располагаются рейды.

Проходить мимо рейдов надо очень осторожно. Ни в коем случае нельзя пересекать акваторию рейда, предназначенную для стоянки судов, так как маневрирующие на рейде теплоходы могут не заметить моторную лодку и повредить ее или опрокинуть. Стоящие на рейде суда могут находиться в самых различных положениях, поэтому, неосторожно проходя рейд, моторная лодка может оказаться на якорь-цепях или якорь-тросах, повредить себе винт, перо руля и даже опрокинуться.

Идя мимо рейда, надо придерживаться противоположного берега и не приближаться к стоящим на рейде судам ближе 25—30 м., которые ночью различают по стояночным огням.

Группу сухогрузных несамоходных судов можно определить по большому количеству белых огней, сосредоточенных в одном месте.

Подходя к рейду, судоводитель-любитель должен выяснить, какие маневры совершают суда на рейде. Если будет замечено, что буксировщик выводит с рейда сформированный состав, необходимо определить направление такого движения, чтобы не оказаться на сближающихся или пересекающихся курсах. Если рейдовым теплоходом поданы два продолжительных свистка, это означает, что теплоход идет задним ходом. Чтобы не мешать ему, надо осторожно освободить фарватер. Следует обращать также внимание на встречные составы и суда, которые приближаются: они могут держать курс на рейд.

Кроме того, на лотке зажигается красный или белый огонь в зависимости от того, на какой берег земснаряд откладывает грунт. Если на правый — горит красный огонь, если на левый — белый.

На плесе можно встретить снаряды, очищающие дно реки или озера от подводных препятствий — пней, камней и др. Они называются дноочистительными. Такие снаряды, работая ночью, несут на мачте по два зеленых огня, расположенных вертикально один под другим на расстоянии 1 м и видимых по горизонту на 360°. Днем на мачтах вывешивают два квадратных зеленых флага, расположенных в таком же порядке, как и зеленые огни (рис. 47).

Сигналы на дноочистительных снарядах

Когда земснаряд опустит на дно реки тросы и отойдет в сторону, освобождая фарватер, можно начать движение судна.

Правилами плавания установлен следующий порядок прохода.

Приближаясь к работающим дноуглубительным и дноочистительным снарядам, суда, идущие снизу, дают один продолжительный свисток за 500 м, а идущие сверху,— за 1 км. Разрешающим проход сигналом является один продолжительный свисток и отмашка с борта, мимо которого можно пройти.

На реках Украины местными Правилами плавания введены такие звуковые сигналы: один продолжительный свисток подается с земснаряда судну, идущему сверху, и два продолжительных — идущему снизу.

Сигнал «отмашка» с земснаряда ночью подается миганием двух белых или красных огней на уровне тента, а днем — взмахами белого квадратного флага. С дноочистительного снаряда ночью отмашка подается белым огнем, мигающим с того борта, у которого возможен проход.

Если дноуглубительный снаряд не может дать разрешение на проход, тогда он подает сигнал «Предупреждение» (частые удары в колокол), услышав который, надо замедлить, а затем и вовсе прекратить движение судна. Причем суда, идущие сверху, должны сделать оборот и стать на якорь. Дальнейшее движение можно продолжать лишь после получения со снаряда разрешающего сигнала.

Малым моторным судам рекомендуется проходить мимо работающих дноуглубительных и дноочистительных снарядов за транспортным судном.
 

Надо зорко следить за положением станового и боковых (папильонажных) тросов дноуглубительного снаряда. Поднимаясь со дна, они могут попасть под днище моторной лодки и опрокинуть ее.

Нельзя обходить работающий снаряд со стороны берега, у которого он работает, а также близко подходить к месту, где откладывается грунт, насыщенный водой: здесь можно при высадке увязнуть.

При прохождении мимо дноуглубительных снарядов нельзя допускать к управлению моторной лодкой малоопытных водителей.

Судно, работающее на канатной переправе, поднимает на мачте один огонь белого цвета, видимый по горизонту на 360°. Для того чтобы судоводителю было видно, приподнят канат или лежит на дне реки, на обоих берегах концы его сверху освещают яркими белыми огнями, прикрытыми специальными защитными колпаками, которые отражают лучи света книзу (рис. 48).

Сигнальные огни на канатной дороге

Подошедший к паромной переправе буксировщик, если у него на гаке — баржи с опущенными в воду лотами или цепями-волокушами, подает сигнал «Обращаю внимание» — продолжительный, три коротких и еще один продолжительный свисток. По такому сигналу работники переправы отсоединяют один конец троса (каната), с помощью которого перетягивается паром от одного берега к другому.

После этого пропускают буксирный состав.

Прохождение переправ, где работают самоходные суда, не представляет каких-либо трудностей. Расходятся с такими судами так же, как и с обычным одиночным судном, передвигающимся при помощи механического двигателя.

Судоводители судна, работающего на переправе, и судна, проходящего мимо, должны быть взаимно предупредительны.

Судоходные реки во многих местах пересекаются мостами, где имеются судоходные пролеты. Их количество зависит от ширины реки и интенсивности движения судов на данном участке. На отдельных реках один из пролетов отводят для сплава плотов.

Судоходные пролеты обозначаются специальными сигналами. Пролеты для судов, идущих вниз,— ромбовидными щитами, а для идущих вверх — квадратными. В обоих случаях щиты окрашиваются в красный цвет (рис. 49).

Судоходные пролеты обозначаются специальными сигналами

В каждом судоходном пролете устанавливаются два створных красных огня. Один крепится на ромбе (квадратном щите), второй — на противоположной стороне фермы. Ночью эти огни помогают водителю правильно направить судно под мост. Кроме того, для лучшей ориентировки на обоих устоях по вертикали ставят зеленые огни, количество которых зависит от высоты судоходного пролета моста, измеряющейся расстоянием от поверхности воды до нижней кромки мостовой фермы. При высоте пролета до 10 м устанавливают по два, при высоте от 10 до 15 м — по три и при высоте пролета свыше 15 м — по четыре огня.

Для облегчения проводки судов в дополнение к мостовым сигналам на реке выше и ниже моста выставляют направляющие знаки плавучей судоходной обстановки.

В больших мостах для пропуска малых судов в стороне от судовых пролетов приспосабливают специальные пролеты. Найти их можно по надписям на устоях моста.

Суда могут проходить только через те пролеты, на которых имеются разрешающие сигналы.

Большие затруднения возникают при проводке судов под мостами с одним судоходным пролетом. В этих случаях следует поступать так.

Если к мосту с двух сторон одновременно подошли два судна, то идущее снизу должно отойти в сторону от возможного курса идущего сверху и беспрепятственно пропустить его. Только после этого ему разрешается идти под мост.

Перед этим необходимо определить направление струй течения. В судоходном пролете вести судно вверх и вниз нужно только вдоль струй. Если не учесть косоструйности и образующихся суводей, то моторную лодку может течением бросить на устой моста и перевернуть; необходимо также учитывать силу и направление бокового ветра.

Расходиться с судами и обгонять их в судоходных пролетах мостов запрещается. При прохождении моста ночью надо строго придерживаться створных красных огней и плавучих знаков судоходной обстановки.

В дневное время надо идти посередине пролета. Чтобы преодолеть увеличенную в пролетах моста скорость течения, идущее снизу судно должно иметь дополнительный запас мощности.

Запрещается пересекать фарватер параллельно оси моста или под острым углом к ней на расстоянии меньше 300 м. Если судно пересекает реку в непосредственной близости от моста, его устои, находящиеся один от другого на небольшом расстоянии, как бы образуют сплошную стену и лишают возможности наблюдать, что происходит по другую сторону моста.
 

Согласно существующему положению об охране мостов, мелким моторным судам запрещается проходить под ними в период от захода до восхода солнца.
 

Направляя судно под мост, водитель должен убедиться, не идет ли встречным курсом другое судно.
 

Следует помнить, что на всех городских мостах устанавливаются мощные светильники, освещающие проезжую часть и пешеходные тротуары. От их света на поверхности воды образуется множество бликов, а в отдельных местах отражаются сплошные полосы яркого белого света. Все это мешает ориентироваться.
 

Судно, высота которого больше высоты судоходного пролета, перед входом под мост вынуждено положить мачту, и поэтому какое-то время движется без тоновых огней, вследствие чего встречные суда испытывают затруднения при его распознавании и определении порядка расхождения.
 

Судоводитель должен быть знаком со специальной лоцией участков, где есть мосты. Надо знать глубину реки, ширину между устоями каждого судоходного пролета моста, направление и скорость течения как на подходах к пролетам, так и непосредственно в каждом пролете. Эти данные являются исходными для правильного выбора курса и безопасной проводки судна.
 

На реках в целях улучшения судоходных условий возводят выправительные сооружения. С их помощью углубляют русло реки, используя энергию потока.
 

Различают следующие виды сооружений:
—    сооружения, предохраняющие берега от размыва;
—    полузапруды и продольные дамбы для стеснения и выпрямления судового хода;
—    струенаправляющие дамбы для отклонения струй речного потока в желаемом направлении;
—    запруды для перекрытия побочных рукавов, чтобы в них не попадала вода из судоходной реки.

 

По конструкции сооружения бывают легкие (из ветвей, щитов, плетней) и утяжеленные (земляные, каменные, из пучков хвороста, хворостяных тюфяков и др.).
 

Полузапруды, дамбы и запруды сооружаются из хворостяных тюфяков, земли, камня и рассчитаны на длительный срок службы (рис. 50).
 

Выпрямительные гидросооружения

Выправительные сооружения обычно строятся низкими. Весной они затопляются. В местах затопления образуются суводи и майданы. Когда вода в реке поднимается до высокого уровня (проходит паводок), суда часто идут через выправительные сооружения. Поэтому, подходя моторной лодкой к такому месту, судоводитель- любитель обязан соблюдать исключительную осторожность, особенно в период спада паводка, когда над сооружением с каждым днем снижается уровень воды.
 

Большую опасность для проходящих судов представляют полузапруды - дамбы, выдвинутые в русло реки. Проходя возле головы полузапруды, водитель должен держать судно ближе к стрежню, чтобы не навалиться на полузапруду, особенно при наличии возле нее прижимного течения.
 

Не следует подходить близко к укрепленному вогнутому берегу — струенаправляющей дамбе. Навальное течение способно положить судно на сооружение, тогда корпус, винт, рулевое устройство могут быть повреждены.
 

Запруда —это перекрывающая поток дамба, оба конца которой закреплены в берега. В местах устройства запруд нередко образуются разные уровни воды между основным руслом и протоком. В весенний период наблюдается большой свал воды в проток. И если судно будет двигаться вблизи запруды, сильным потоком воды* его может затянуть на запруду, унести в нижнюю часть протока и опрокинуть.
 

Выправительные сооружения обычно ограждаются плавучими знаками судоходной обстановки, но судоводители должны хорошо знать расположение этих сооружений и быть осторожными, проходя возле них.
 

При следовании судов через места, где наведены наплавные мосты, необходимо быть особенно внимательным. По всей длине такого моста, через каждые 50 м устанавливаются белые огни (не меньше трех), видимые на расстоянии до 4 км, по горизонту на 360°. Высота огней над верхней гранью моста должна быть не меньше 2 м.
 

Для прохода судов наплавной мост имеет пролет. Когда мост разведен, он освещен на правой стороне двумя красными огнями, расположенными на нижнем и верхнем по течению углах, а на левой стороне в тех же местах — двумя белыми.
 

На части моста, выступающей в сторону фарватера, устанавливается по одному огню (к правому берегу — красный, а к левому — белый).
 

Количество разводок моста и время пропуска судов устанавливаются по согласованию с органами речного транспорта. Некоторые мосты разводят по требованию приблизившегося судна.
 

Регулируют движение с помощью разрешающих и запрещающих сигналов при помощи семафорной мачты, установленной так же, как на участке с односторонним движением судов.
 

Перекаты, узкие участки и крутые изгибы на реках обычно скрыты растительностью или высокими берегами. Здесь часто нет ни семафоров, ни светофоров.

Поэтому расходиться в этих местах двум или нескольким одиночным судам крайне трудно, порой и совсем невозможно.
 

На границах труднопроходимых участков устанавливают знаки «Внимание! Соблюдать осторожность». Приближаясь к такому участку, на траверзе знака «Внимание! Соблюдать осторожность» с судна подают один продолжительный свисток, которым извещают встречное судно о своем намерении войти в границы участка. После входа судно подает два продолжительных свистка, а ночью, в соответствии с местными Правилами плавания по внутренним судоходным путям Украины, включается мигающий луч судового прожектора, направленного вперед по курсу судна под углом 45° к горизонту. Если упомянутые участки имеют значительную протяженность, этот сигнал повторяется несколько раз через 2—3 минуты.
 

Когда узкий участок занят, судно, ожидающее прохода, сигнализирует, направляя луч прожектора вверх под углом 90° к горизонту (рис 51).
 

Световые сигналы судов при проходе узкостей

Водители встречных судов, в том числе моторных лодок, услышав или увидев сигналы, должны уменьшить ход или поставить свое судно в безопасном месте на носовой (при ходе вверх) или кормовой (при ходе вниз) якорь. Если участок занят встречным судном или составом, входить сюда нельзя.
 

Попав в неблагоприятные метеорологические условия, когда не видны очертания берегов, ориентиры и знаки судоходной обстановки, нужно немедленно остановиться.
 

Место постановки на якорь выбирается с таким расчетом, чтобы по возможности больше освободить судовой ход, уберечь свое судно от навала судов и самому не навалиться на другие бросившие якорь.
 

Стоящие в тумане самоходные суда через каждые 3 минуты подают два, а при движении через каждые 2 минуты — три продолжительных свистка. С несамоходных судов, стоящих у берега или на якоре, а также с наплавных мостов через каждые 2—3 минуты подают звуковой сигнал — частые удары в колокол.
 

Во время тумана или при ухудшении видимости по другим причинам на всех движущихся и находящихся на стоянке судах зажигают соответствующие сигнальные огни: в ходу — ходовые, на стоянке — стояночные.
 

На идущих в тумане крупных самоходных судах в носовой части выставляется впередсмотрящий, который ведет наблюдение за судовым ходом и о всем замеченном докладывает вахтенному судоводителю.
 

При ухудшении видимости судоводителю-любителю надо немедленно уйти с фарватера и стать на якорь там, где не могут появиться крупные суда.

 

Категория: Безопасность судовождения | Просмотров: 292 | | Теги: понятие рейда, безопасность судовождения, правила судоходства, Створные знаки