16:42
Плавание по подходным каналам и шлюзование судов

Плотина гидроэлектростанции делит реку на две части. Выше плотины образуется верхний бьеф с большими запасами воды, а ниже создается участок реки с часто изменяющимися уровнями воды (нижний бьеф).
 

Переход судов с бьефа на бьеф осуществляется круглосуточно в камерах шлюза. Судоводители должны строго соблюдать установленный Правилами плавания порядок шлюзования. Разрешение на него дают диспетчер движения флота и начальник вахты шлюза. Они же устанавливают очередность шлюзования.
 

Движение судов в подходных каналах и камерах регулируется светофорами дальнего и ближнего действия. Пределы возможного подхода к шлюзу, а также границы стоянки судов в камере обозначаются знаками «Стоп», которые могут быть в виде красных полос или круглого красного диска, окаймленного белой полосой. Ночью этот знак освещается красным огнем.
 

Расстояние между одиночными судами, идущими к шлюзу по подходному каналу, должно быть не менее 100 м, для буксирных составов — 200 м. Скорость движения по каналу должна быть минимальной. При ухудшении видимости движение транспортных судов, а тем более моторных лодок не допускается.
 

К причальному пирсу шлюза и к входу в камеру судну разрешается подходить только при зеленом огне светофора дальнего действия.
 

Суда, ожидающие шлюзования, надежно оштварто- вываются у причального пирса или становятся на швартовные бочки. По окончании швартовки судоводитель подает сигнал — один короткий и один продолжительный свисток.
 

Суда входить в камеру шлюза должны со скоростью 2,5—3,0 км/час, а выходить — со скоростью 3,0— 4,0 км/час. Превышать указанные скорости запрещается.
 

Судоводитель обязан внимательно следить за огнями на светофоре и строго ими руководствоваться.
 

Категорически запрещается продвигать нос судна дальше траверза сигнала «Стоп», иначе возникает опасность и для судна, и для ворот шлюза.
 

Зашедшее в камеру шлюза судно должно быть надежно ошвартовано.
 

Каждое самоходное судно по окончании швартовки должно подать один короткий свисток, после чего вахтенный начальник приступает к наполнению или опорожнению камеры шлюза. При шлюзовании вверх камера наполняется водой, при шлюзовании вниз — опорожняется. Процесс шлюзования считается оконченным, когда уровни воды в камере шлюза и в соответствующем бьефе становятся одинаковыми.
 

Выходить из камеры разрешается только при зеленом огне на выходном светофоре. Запрещение выхода фиксируется красным огнем этого светофора. Если он неисправен, команды судоводителям могут подаваться вахтенными работниками шлюза по радио или при помощи электромегафона.
 

Место для моторной лодки в камере указывает начальник вахты шлюза. Судоводитель должен внимательно следить за тем, чтобы моторная лодка при подъеме и опускании уровня воды выступающими частями носа, кормы или бортов не попала в разделочные пазы облицовочных плит камеры.
 

В днепровских шлюзах из соображений безопасности моторные лодки должны располагаться в середине камеры или ближе к воротам со стороны нижнего бьефа. Кроме водителя, в лодке в период шлюзования никого не должно быть.
 

Запрещается пребывание в камере моторных лодок и других судов вместе с баржами, перевозящими нефтепродукты 1-го класса, взрывоопасные грузы или ядовитые вещества.
 

Шлюзование является весьма ответственной операцией, ее должен выполнять опытный судоводитель.
 

Категория: Безопасность судовождения | Просмотров: 270 | | Теги: Плавание по подходным каналам, Шлюзование судов