17:06
Меры по предупреждению аварийных случаев при расхождении судов

В практике морского и речного судовождения известно немало случаев столкновения движущихся судов из-за присасывания (подсасывания). Причина такого явления — гидродинамические силы, возникающие вследствие увеличения скорости потока между двумя близко находящимися корпусами движущихся судов. Чем больше относительная скорость судов и меньше расстояние между ними, а также чем больше осадка, тем большая вероятность присасывания.

Расходящиеся на близком расстоянии суда приобретают крен в сторону бортов, которыми расходятся. Это же наблюдается при обгоне и встрече движущихся судов.

Силы присасывания зависят от формы корпуса судов, идущих параллельными курсами: чем шире судно, тем больше оно будет притягивать к себе другие. Имеющее продолговатый корпус и небольшую ширину притягивает суда с меньшей силой. Чаще присасываются суда с меньшей массой.

При встрече или обгоне малое судно, попав в область повышенного давления, образуемого перед корпусом более крупного судна, сначала отбрасываются от его носовой части, а затем с силой подсасывается к середине и корме, где образуется область пониженного давления (рис. 38).

Присасывание моторной лодки к крупному судну

При этом малое судно становится плохо управляемым, сильно ударяется о борт другого и может опрокинуться. Люди, находящиеся здесь, могут быть выброшены за борт и оказаться под корпусом большого судна.

В целях предупреждения присасывания следует выполнять следующие рекомендации.

При расхождении и обгоне суда должны находиться друг от друга на возможно большем расстоянии. Если ширина фарватера не позволяет разойтись по траверзу на достаточно безопасное расстояние, водители обоих судов убавляют ход до самого малого. Если присасывание стало неизбежным, оба судна должны прекратить движение.

Ни в коем случае малым судам нельзя обгонять большие из-под их кормы.

Проходя мимо судов, стоящих у берега, надо убавлять ход. Под воздействием вытесненной воды и накатывающихся на берег волн .отшвартованное судно будет испытывать колебания, могут оборваться швартовные концы, свалиться в воду трапы, а находящиеся на судне или трапе люди — получить увечья.

В Правилах плавания записано, что при отходе от причала, во время выполнения маневра и при движении нельзя пересекать путь другим судам, чтобы не мешать их следованию, а повороты, во избежание столкновений, должны производиться за кормой встречного или обгоняющего судна.

Водитель не имеет права вести свое судно под углом 90° к линии курса приближающегося судна, если оно находится на опасно близком расстоянии.

Опасность столкновения при пересечении их курсов под прямым углом (рис. 39) зависит:
 

а)    от величины расстояний (S и S1) между сближающимися судами и предполагаемой точкой столкновения (С): чем эти расстояния будут больше, тем вероятность столкновения меньше;
 

б)    от скорости (V и V1) движения судов, находящихся на взаимно пересекающихся курсах;
 

в)    от направления и скорости течения воды в реке;
 

г)    от направления и скорости ветра.
 

Схема движения судов на взаимо пересекающихся курсах

Если S/V больше или меньше S1/V1, то в безветренную погоду (идеальный случай) в акватории, где течения нет, столкновения в точке С судов (идущих взаимно пересекающимися курсами на предельно возможных
скоростях) не будет.

Если же, S/V = S1/V- то оно неизбежно. Поэтому, пересекая фарватер, по которому идет судно, водитель моторной лодки должен быстро оценить обстановку и принять правильное решение.
 

В приведенном выше расчете путь S и скорость V необходимо увеличить на величину возможной ошибки при глазомерном определении расстояния и скорости.

Кроме того, к S надо прибавить расстояние, которое преодолеет идущее по фарватеру судно за время, прошедшее с момента, когда замечена опасность (например, вышел мотор из строя), и до подачи о ней сигнала.
 

Исправной моторной лодкой, идущей со скоростью 20 км/ч, можно пересекать фарватер шириной до 100 м, если расстояние до приближающегося быстроходного судна превышает 5 км, а до водоизмещающегося судна — 1 км.
 

Если двигатель лодки ненадежен или ухудшилась видимость, надо подождать, пока идущее по фарватеру судно пройдет траверз моторной лодки.
 

Категория: Безопасность судовождения | Просмотров: 231 | | Теги: аварии расхождения судов, Расхождение судов, безопасное судовождение, обучение судовождению