17:30
Классификация и назначение судна

Классификация небольших судов несколько затруднительна из-за многообразия типов и различного определения понятий «катер», «глиссер», «скутер» и т. д. В зависимости от формы корпуса, водоизмещения и установленных двигателей, с учетом ГОСТ 19473—74 «Суда прогулочные. Термины и определения» можно выделить следующие основные типы малогабаритных судов: прогулочное судно, плавучая дача, моторная лодка, прогулочный катер, глиссер и скутер.
 

Прогулочное судно — судно пассажировместимостью не более 12 человек, предназначенное для отдыха на воде. Оно имеет каюту-убежище для укрытия от непогоды, а также водонепроницаемое устройство у транца, образующее нишу для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемого надводного борта.
Высота надводного борта должна устанавливаться в зависимости от расчетной высоты волны в соответствии с табл. 2.

Высота надводного борта

Прогулочные суда, поднадзорные Регистру СССР и республиканским органам Речного Регистра, должны удовлетворять требованиям этих органов.
 

Плавучая дача — комфортабельное прогулочное судно, предназначенное преимущественно для эксплуатации на стоянке. Это домик на воде с просторными, в полный рост, внутренними помещениями, с малой осадкой, используемое для длительного отдыха на какой-либо закрытой акватории или даже для неторопливого плавания по реке. В нашей стране строятся плавучая дача «Аленушка» и дача-амфибия «Дон».
 

Моторная лодка — открытое или частично за- палубное прогулочное судно, предназначенное для эксплуатации с подвесным мотором. Мотолодки должны иметь кокпит  (кокпит — вырез в палубе (яхты, катера, спортивной шлюпки), выступающий над ней буртиком), длина которого не меньше 0,9 м, ширина — 0,74 м.
Моторные лодки для малых рек и небольших водоемов должны иметь минимальную осадку и хорошую маневренность для прохождения узкостей, мелей и зарослей. Двигатели чаще всего подвесные.

 

Катер — небольшое судно со стационарным двигателем мощностью более 25 л. с., не имеющее поперечных уступов на днище. Валопровод, как правило, должен иметь сцепление, обеспечивающее разобщение двигателя с гребным винтом. В редких случаях, когда применяют винты с регулируемым шагом (ВРШ), сцепление ставить не обязательно.
 

На катерах промышленного производства обычно устанавливают автомобильные двигатели, приспособленные для работы на судах (конвертированные) с установкой реверсредуктора или угловой колонки, обеспечивающей надежную работу двигателя на гребной винт.
 

Глиссер — моторное судно, которое при движении уменьшает осадку и скользит по поверхности воды.
 

Для того чтобы глиссер на ходу обладал большей подъемной силой и меньшим сопротивлением, по линии сопряжения днища с бортом имеется острая кромка (скула), днище кормовой части делается почти плоским, и центр тяжести располагается по длине так, чтобы смачиваемая поверхность днища имела положительные углы всплытия. Иногда на днище глиссеров для уменьшения трения делают особый поперечный уступ — редан.
 

Для ослабления ударов при движении глиссера на неспокойной воде корпус изготовляют повышенной прочности и носовую часть днища — килеватой.
 

По оборудованию катера сходны с глиссерами. На двигателе обязательно должны быть электрический стартер и питающая его аккумуляторная батарея.
 

Скутер представляет собой одноместное гоночное судно (плоскодонную лодку). Современные скутера — самые быстроходные спортивные суда со специальными подвесными моторами.
 

В последние годы получили распространение моторные суда на подводных крыльях и воздушной подушке, которые развивают большие скорости, чем обычные водоизмещающие суда.
 

Конструкция корпуса таких судов должна обеспечивать безопасное плавание при различных водоизмещениях, дифференте и остойчивости на тихой воде.
 

Развитие строительства скоростных судов потребовало разработки мер по обеспечению безопасности их эксплуатации.
 

По району плавания моторные суда делятся на морские, озерные, речные и суда для малых рек и небольших водоемов.
 

Морские суда должны обладать хорошей мореходностью, осадка их не лимитируется, двигатели, как правило, устанавливаются стационарно.
 

Озерные суда используются на больших реках, в заливах и водохранилищах. Они также должны иметь хорошую мореходность, осадка лимитируется глубиной судового хода, двигатели устанавливаются как стационарные, так и подвесные.
 

Речные, в основном мелкие, суда используются на реках, в закрытых бухтах и спокойных заливах водохранилищ с удалением от берега не больше 1—2 км и ограниченным выходом в плавание в плохую погоду. Осадка их лимитируется глубинами района плавания. Двигатели стационарные и подвесные.

Категория: Устройство малых судов | Просмотров: 181 | | Теги: назначение судна, Классификация судна