21:08
Действия судоводителя при аварии с судном и несчастном случае с людьми

Чтобы оказать помощь терпящему бедствие, прежде всего требуется немедленно остановить свое судно. Сначала спасают людей, затем — грузы, документы и судно. При возможности его отводят к берегу на мелкое место, освобождая фарватер и делая все, чтобы сохранить судну плавучесть. Но если ему грозит неминуемая гибель (затопление), водитель уходит последним.
 

Об аварийном случае он обязан составить акт в трех экземплярах и схему-чертеж места аварии.
 

В акте указывается, кто управлял судном в это время, когда, где и при каких обстоятельствах она произошла, производившиеся судном маневры, скорость хода до и в момент аварии, кто, когда и кому давал какие-либо распоряжения, а также кем и какие принимались меры для скорейшей ликвидации ее. Необходимо отметить состояние погоды и судоходной обстановки (наличие береговых и плавучих знаков, их освещение, если случай имел место ночью).
 

В акте надо отметить, были ли на судах предусмотренные Правилами плавания сигнальные огни, подавались ли звуковые сигналы и как обменивались ими обе стороны. Следует также упомянуть, были ли несчастные случаи с людьми. Если были, то записать фамилии с указанием имени, отчества и местожительства погибших или получивших ранения, отметив, какие принимались меры для спасения людей.

При поломках и повреждениях корпуса, механизмов, устройств, порче инвентаря, инструментов, груза необходимо перечислить их, указать характер и степень повреждения.
 

На схематическом чертеже места, где произошел аварийный случай, наносятся линии берегов реки или водохранилища, положение судов до, во время аварии и после нее, направление течения и ветра, а также расположение знаков судоходной обстановки. Если судно затонуло, пунктиром обозначается его место под водой.

В акте указывается время составления чертежа и адреса свидетелей.
 

Акт и схематический чертеж должны подписать лица, участвовавшие в составлении, прежде всего судоводители попавших в аварию судов и очевидцы аварийного случая. Если при составлении акта обе стороны не достигли обоюдного согласия, каждая составляет акт отдельно.
 

Акты со схематическими чертежами передаются по одному экземпляру ближайшему инспектору судоходства и владельцам судов. Получив акт, инспектор судоходства производит расследование, устанавливает причины аварии и виновных лиц. Аварии с человеческими жертвами расследуются органами милиции и прокуратуры. Подробные и правильно составленные акт и схема помогают установить истинную причину аварии и найти виновных.
 

При авариях, вызванных поломкой или выходом из строя механизмов, нельзя ничего трогать и переставлять до прихода представителей Регистра или технической комиссии по маломерному флоту.
 

Лица, которые занимались ликвидацией последствий аварии, должны позаботиться о здоровье пострадавших и о сохранении их имущества. При серьезных увечьях (ожоги, переломы костей, повреждение черепа) необходимо людей доставить в лечебные учреждения. Имущество передается органам милиции по месту аварии или родственникам. Спасая тонущего, моторной лодкой следует подходить против течения или ветра, предварительно выбросив спасательный круг или предмет, который поможет человеку держаться на воде.
 

Раньше оказывают помощь тому, кому грозит наибольшая опасность. Поднимают на борт пострадавшего так, чтобы при этом не опрокинулась моторная лодка. Нельзя производить подъем на корму при работающем двигателе и вращающемся винте, так как неминуемо будут повреждены ноги спасаемого.
 

Готовясь оказать помощь пострадавшему на воде, следят за тем, чтобы находящиеся в лодке не стояли, а сидели, иначе от резких поворотов они могут свалиться за борт. Следует помнить, что движения тонущего бессознательны, поэтому, спасая его, нужно действовать уверенно, энергично и решительно.
 

Вытащенного из воды надо успокоить, обтереть, при возможности переодеть в сухое белье, укутать в теплую одежду и уложить в постель, дав выпить 15—20 капель валериановой настойки. От большого перенапряжения нервной системы у него может наступить апатия или потеря сознания.
 

Если пострадавший потерял сознание, но пульс и дыхание прослеживаются, то надо поднести к каждой его ноздре смоченный нашатырным спиртом ватный тампон. Если и после этого состояние не улучшится, человека надо доставить в медицинский пункт для оказания квалифицированной помощи.
 

В отношении тех, у кого отсутствует дыхание и не прощупывается пульс, по лицу разлилась бледность, из верхних дыхательных путей выделяется пенистая жидкость или наступило охлаждение тела, нужны более эффективные меры спасения.
 

Для вызова скорой медицинской помощи используются все средства связи, но, не дожидаясь ее, нужно очистить рот пострадавшего от ила, песка и слизи, затем удалить из легких и желудка воду. Для этого человека кладут животом на бедро оказывающего помощь и ладонью надавливают между лопатками несколько раз. Голова пострадавшего должна находиться ниже его таза.
 

Когда вода удалена, не теряя ни. секунды, начинают делать искусственное дыхание и массаж сердца. Наиболее эффективно искусственное дыхание по способу «рот в рот» или «рот в нос».
 

Спасаемого кладут на спину, под лопатки подкладывают валик из одежды, голову запрокидывают назад. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и вдувает пострадавшему воздух в рот или нос через наброшенный платок или резиновую трубку, введенную в рот на 2—3 см. Если воздух вдувается в рот пострадавшего, то его нос обязательно должен быть зажат пальцами, и наоборот.

Для массажа сердца руки кладут на грудь пострадавшего и делают ритмичные надавливания не менее 50— 60 раз в минуту. Вдувание воздуха и массаж производят поочередно.
 

Искусственное дыхание можно делать и другим способом. Например, пострадавшего укладывают на спину, под лопатки помещают валик из одежды, голову поворачивают набок, извлекают язык. Делающий искусственное дыхание становится на колени у изголовья пострадавшего.
 

Искусственное дыхание начинают делать с выдоха. Для этого согнутые в локтях руки потерпевшего переводят к боковым поверхностям грудной клетки и нажимают ими на ребра. После этого медленно, но с силой переводят прямые руки пострадавшего за голову. Происходит вдох. Такие движения производят 14—16 раз в минуту.
 

Искусственное дыхание надо делать осторожно, чтобы не повредить печень и не вывихнуть пострадавшему руки в плечевых суставах.
 

Делают искусственное дыхание до тех пор, пока человек не начнет сам дышать. Более детально о оказании первой доврачебной помощи - https://ambulance.net.ua
 

На каждой моторной лодке должна быть медицинская аптечка с набором необходимых для оказания скорой помощи медикаментов (йод, бинт, нашатырный спирт, валериановые капли и т. д.).
 

Судоводитель-любитель во время плавания часто оказывается в местах, где нет ни специалистов-медиков, ни медицинских учреждений. Вместе с тем не исключена возможность в пути любых неожиданностей.
 

Если на моторной лодке кто-либо заболел или произошел несчастный случай, для эвакуации пострадавшего можно остановить проходящее транспортное судно. Но надо знать, что только на крупных пассажирских имеются судовые медики, которые могут оказать больному квалифицированную медицинскую помощь. Небольшие транспортные суда, где таких специалистов нет, останавливать для этой цели бесполезно.
 

А значит нужно уметь определять тип судна на расстоянии. Днем приближающееся пассажирское можно определить по силуэту, а ночью — по огням. Крупные имеют два и более этажей, хорошо освещенные салоны, что позволяет безошибочно отличить их от грузовых и буксирных. Путейские и пассажирские всегда окрашиваются в белый цвет.
 

Правилами плавания введен сигнал остановки судна, который подается горизонтальным движением: днем — флага-отмашки, а ночью — белого огня.
Вызвать лодку с берегового остановочного поста путейской службы можно сигналом «Прошу подать шлюпку», состоящим из продолжительного, короткого и еще одного продолжительного свистков.

 

Лодку с другого судна и рейдовый теплоход на реках Украины вызывают двумя продолжительными, одним коротким и еще одним продолжительным свистками, а лодку с путейского поста, с берега или другого судна — в том случае, если по какой-либо причине вызывающее судно лишено возможности подойти к берегу или другому судну.
 

Маломерным судам пользоваться правом вызова лодки не следует, так как они всегда могут подойти к ней своим ходом или на веслах.
 

Категория: Сведения из судовой практики | Просмотров: 181 | | Теги: оказание помощи на воде, авария судна, первая помощь на воде, несчастный случай на воде